- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Актуальность проблемы. Одной из проблем современности является рост числа людей с нарушением пищевого поведения. Наиболее часто следствием этих нарушений является избыточный вес и ожирение, которые определяются как аномальные и могут нанести ущерб здоровью.
Значимость исследования и разработки современных методов диагностики и психологического сопровождения больных с ожирением определяется распространенностью этого заболевания, снижением трудоспособности этой категории людей, инвалидизацией и смертностью пациентов.
Анализ статистики по данной проблеме показывает, что в большинстве развитых стран Европы от 15 до 25% взрослого населения страдает ожирением. ВОЗ рассматривает ожирение как глобальную эпидемию, охватывающую миллионы людей. Актуальность изучения заявленной проблемы усиливается в силу того, что избыточный вес и ожирение по значимости являются пятым в мире фактором риска смерти. Известно, что по причине излишнего веса и ожирения 2,8 миллиона взрослых людей ежегодно умирают [3; 13]. Кроме этого, ожирение уменьшает продолжительность жизни при небольшом избытке веса в среднем от 3-5 лет, при выраженном ожирении до 15 лет.
Перечисленные факторы риска также приводят к возникновению тяжелых сопутствующих заболеваний: артериальная гипертония, сахарный диабет 2 типа, атеросклероз и связанные с ним заболевания. Также ожирение повышает риск заболеваний репродуктивной сферы. (Chang AM, Callaway LK, Prins JB, McIntyre HD., 2006). В частности, ожирение является одним из факторов риска женского бесплодия, влияя на исходы беременности, повышая число самопроизвольных абортов (Thornley B, Clark AM, Tomlinson L, et al., 1998) [7].
Существующие исследования показывают, что ожирение снижает устойчивость к инфекционным и простудным заболеваниям, кроме того, резко увеличивает риск осложнений при травме и оперативных вмешательствах. Эти и другие общеизвестные данные, к сожалению, не позволяют остановить или минимизировать неуклонный рост больных ожирением. И такая ситуация наблюдается как в России, так и во всем мире.
Всесторонний анализ изучаемой сферы показывает, что кроме вопросов, связанных с физическим состоянием, у людей с нарушением пищевого поведения возникает значительное количество факторов риска психологического порядка. В частности, одной из проблем стало самочувствие лиц, страдающих избыточным весом и ожирением. Ситуация усложняется тем, что сегодня общество провоцирует непреднамеренное ожирение у своих граждан, способствуя потреблению высококалорийной пищи с большим содержанием жиров и одновременно, стимулируя малоподвижный образ жизни, благодаря техническому прогрессу. Эти техногенные и социальные факторы способствуют росту распространенности ожирения в последние десятилетия. Всемирная Организация Здравоохранения пришла к заключению, что основной причиной эпидемии ожирения в мире стал недостаток спонтанной и трудовой физической активности населения в сочетании с чрезмерным потреблением высококалорийной жирной пищи, отсутствие культуры питания, пищевой зависимости[5].
Разрешение существующей проблемы возможно в том случае, если будут интегрированы усилия не только представителей медицины, но и других специалистов, готовых работать с причинами социального, психологического экономического характера, вызывающих нарушения пищевого поведения. В частности, психологи изучают и работают с причинами, которые вызывают пищевую зависимость и приводят к нарушению пищевого поведения, определяя индивидуально эффективные способы его коррекции.
Так, например, известно, что большинство людей этой группы риска страдают не столько от болезней и ограничения подвижности, сколько от причин, имеющих психологическую основу: низкая самооценка, негативное самоотношение, наличие неконструктивных копинг-стратегий, робость, самокритичность, зависимость, неуверенность в себе и собственной социальной привлекательности, преобладание отрицательных эмоций над положительными и пр. Кроме этого, таким людям свойственна большая неудовлетворенность личной и семейной жизнью [4].
Часто жизнь этих людей сопровождается депрессией, эмоциональным дистрессом и другими психологическими проблемами, которые вызваны предубеждением, дискриминацией и изоляцией, существующими по отношению к ним в социуме. В связи с этим отмечается потребность в научных разработках, позволяющих наметить пути улучшения качества жизни людей с избыточным весом и изменить их отношение к самому себе [13; 14].
Для частичного решения указанной проблемы была определена цель исследования -выявление особенностей развития личности с нарушениями пищевого поведения.
Объектом исследования рассматривается поведенческая сфера личности;
предметом - содержание и специфика развития личности с нарушением пищевого поведения взрослых.
В качестве гипотезы рассматривается следующее положение: нарушение пищевого поведения, являясь следствием взаимодействия внутренне и внешне обусловленных факторов риска для здоровья, препятствует эффективному развитию личности и может быть успешно преодолено при создании социальных и психолого-педагогических условий, направленных на совершенствование государственной политики в области здорового питания, разработку программ, обеспечивающих возможность человеку проявлять физическую и социальную активность, совершенствовать культуру пищевого поведения, минимизировать проявления нарушений в поведенческой сфере.
Главной задачей исследования является изучение психологических особенностей развития Я - концепции личности с нарушением пищевого поведения и определение условий минимизации нарушений.
Теоретическое обоснование заявленной проблемы наиболее широко представлено в работах Крылова В.И., Красноперовой Н.Ю., Коркиной М.В., Кисловой Е.К., Федоровой И.И., Fichter M.M., Quadflieg N., Wilfley D.E. и др. Исследования этих и других ученых позволяют сделать вывод о неоднозначности в клинической оценке основных форм нарушений пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения представляют континуум – от выраженных клинических проявлений в виде нервной булимии или анорексии до наиболее легких, проявляющихся в виде расстройств пищевого поведения.
Анализ различных точек зрения на заявленную проблему показывает, что нарушение пищевого поведения в общем виде рассматривается как разновидность девиантного поведения, а точнее, аддиктивного (Донских Т.А., Короленко Ц.П., Красноперова Н.Ю., Красноперов О.В., Менделевич В.Д., Прокудин И.А. и др.).
Девиантное поведение, по мнению Змановской Е.В., характеризуется устойчивым поведением личности, отклоняющимся от наиболее важных социальных норм, причиняющим ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающимся ее социальной дезадаптацией.
Существует также мнение о том, что нарушение поведения личности являются следствием сложившейся диспозиции, сформированными ценностными ориентациями на предшествующем этапе возрастного развития, а также результатом взаимодействия внутренне и внешне обусловленных факторов[8; 10]. И чем большее количество неблагоприятных условий, факторов риска сопровождают процесс развития личности, тем более серьезные нарушения проявляются в ее поведении.
В исследованиях Пятницкой И.Н. отмечается, что неблагоприятные условия воспитания и жизни в семье, проблемы овладения общими и профессиональными знаниями, неумение выстраивать взаимоотношения с окружающими, возникающие на этой почве конфликтные ситуации, психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к потере смысла существования, кризису духа, зависимостям [9].
Учитывая направление исследования нарушения пищевого поведения или пищевой зависимости, нас интересует аддиктивное поведение как один из видов девиации.
Аддиктивное поведение (с англ. языка – склонность, пагубная привычка) связано с использованием каких-либо веществ, способствующих изменению активности для получения желаемых эмоций и ухода от реальности, формированием зависимости. При этом выделяют следующие виды зависимостей: химическая, пищевая, алкогольная, игровая, сексуальная, религиозная, интернет-зависимость и пр. [1; 6].
Термин «addictus», относится к юридической сфере (Wursmer, 1995). И обозначает "приговаривать свободного человека за долги к рабству", т.е. аддикт (зависимая личность) – это тот, кто связан долгами (Stowasser, 1940). Менделевич метафорически называет зависимым (аддиктивным) поведением глубокую, рабскую зависимость от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно переживается и воспринимается как идущая извне… При этом исследователь отмечает, что объект зависимости требует от человека тотального повиновения в поведении, которое со стороны выглядит как добровольное подчинение [12]. Исходя из этого, можно считать, что нарушение пищевого поведения – это подчинением еде или зависимость от еды. И здесь преобладает эмоциогенное пищевое поведение в структуре аддикции. Существующие данные показывают, что именно переедание наблюдается у каждого третьего человека с избыточной массой тела [11].
Наиболее сложным в работе с зависимыми людьми является то, что человеку, склонному к аддиктивным формам поведения не удается найти для себя в реальной жизни деятельность, которая сможет привлечь его внимание надолго, заинтересовать, вызвать выраженную и существенную эмоциональную реакцию. При этом, как показывают проведенные исследования, эти люди могут проявлять высокую активность для достижения аддиктивных форм удовольствия, которые временно вырывают его из эмоциональной бесчувственности и приносят удовлетворение [2; 15].
Для организации работы по минимизации нарушений пищевого поведения необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать психологические особенности лиц с таким специфическими отклонениями в развитии [1]. К ним Segal (1989) относил сниженную переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешнюю социабельность, сочетающуюся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление говорить неправду и обвинять невиновных; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность.
Именно зависимость является базисной характеристикой аддиктивной личности. Для оценки и отнесения человека к зависимому типу Менделевич В.Д. описывает несколько признаков: неспособность человека принимать решения без советов других и готовность позволять другим принимать их за него; отсутствие самостоятельности; готовность добровольно выполнять неприятные виды работ с целью приобретения поддержки и любви окружающих; плохая переносимость одиночества; ощущение опустошенности или беспомощности; легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны и т.д. [12]. Наличия пяти из них достаточно для диагностики клинической зависимости и начала коррекции.
Выявление этих причин позволяет специалистам более четко и адресно оказывать помощь людям с теми или иными нарушениями поведения.
Проведенный анализ показывает, что современный человек, являясь субъектом и объектом определенной социальной ситуации развития, испытывает воздействие огромного количества факторов, сопровождающих этот процесс. Многие факторы оказывают негативное влияние на его жизнедеятельность и приводят к изменениям психики и поведения. Нарушение пищевого поведения, являясь следствием такого воздействия, препятствуют гармоничному и эффективному развитию личности на всех этапах возрастного развития, становится барьером в эффективной личностной самореализации. Предотвратить и минимизировать подобные нарушения можно при создании условий социального и психолого-педагогического плана. Их основное назначение - изменение государственной политики в области здорового питания людей, разработку программ, направленных на повышение физической и социальной активности, формирование культуры пищевого поведения, изменение сознания таких людей и минимизация проявлений нарушений пищевого поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горобец Т.Н. Реабилитация правонарушителей с наркотической зависимостью: медицинский, социальный, акмеологический аспекты //Акмеология. №4(40). 2011. - С.58-65
2. Колосницына М.Ю., Зайцев Г.С., Кадацкая Е.А., Алифанова Л.Г. Диагностика девиантного поведения// Акмеология. №3(35). 2010. – С.10-16
3. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 1995. - С. 512-520.
4. Крылов В.И. Пограничные психические заболевания с нарушениями пищевого поведения. - Спб, 1995. - 95с.
5. Марченко Ю.Г., Матвеев П.В. и др. Стратегия отрезвления. Новос-к: Изд-во «Новосибирское», 1990. - 103с.
6. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: «медпресс», 1998. – 592с.
7. Прилепская В.Н. Беременность и ожирение: возможности применения Ксеникала. «Фарматека»№9, 2010 – С. 6
8. Прокудин И.А. Соотношение смысложизненных ориентаций и склонности к зависимому поведению // Акмеология. №1. 2013. – С. 53-57
9. Пятницкая И.Н. Пить - значит не быть. М.: Изд-во «Советская Россия», 2000. – 138с.
10. Разживина Н.В. Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы. Дисс. к. психол. н.: 19.00.07 – Ростов-на-Дону, 2013. -186с.
11. Рукавишников И.А. Патофизиологические аспекты нарушения пищевого поведения (аддикции переедания) Автореферат. КМН - Новосибирск, 2006.
12. Руководство по аддиктологии /Под ред. Проф. В.Д. Менделевича. СПб.: Речь 2007.- 768 с.
13. Хватова М.В. Акмеологические ресурсы психологического здоровья личности как целостный феномен// Акмеология. №3(35). 2010. – С. 88-92
14. Чернов И.А. Общественное мнение как социально-психологический фактор здорового образа жизни // Акмеология. №2. 2013. – С. 89-96
15. Штайнер К. Лечение алкоголизма.СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 224 с