5 этапов присутствия смерти в нашей жизни. Норма и патология

main_img

Фантазии и мысли о смерти наиболее четко и глубоко появляются на нескольких этапах жизни человека. Среди них мы можем выделить пять наиболее важных возрастных периодов. Есть здесь своя норма и патология.

Нам известно, что когда душевные проблемы не решаются на уровне обсуждений и слов, они превращаются в «театры тела», в отыгрывания во вне, когда действия заменяют все: и слезы, и объяснения, и боль. 

К суициду, или попыткам покончить жизнь люди приходят тогда, когда не были найдены слова для объяснения проблемы, или они были найдены, но не поняты кем-то, для кого они предназначались. «Я вам не буду говорить о своих переживаниях, я вам покажу, как мне плохо», - во многих случаях люди посылают нам такие послания, чаще всего это происходит в надежде быть понятыми.

Именно поэтому открытый разговор, обсуждение проблем, совместный поиск решения – это главные пилюли, которые противодействуют суициду. Когда проблемы не решаются открыто, не выливаются в диалоги, они копятся и выливаются  в действия, направленные или против других людей, или против себя. Чаще всего последнее выражается в тенденции к самоповреждению, и, как крайний вариант, в самоубийстве.

Как бы то ни было, вопрос смерти четко проявляется несколько раз в нашей жизни

1. Первый раз она проявляется совершенно в бессознательном состоянии – в момент нашего рождения, а может быть, и в момент зачатия. Если мы появились на свет, значит, что когда-то нас здесь не станет.

2. Второй раз эта тема четко проявляется приблизительно в возрасте от 3 до 6 лет
Обычно в этом возрасте дети уже замечают, как гибнет муравей, птица, возможно, они уже присутствовали или слышали о том, как умирают родственники, друзья и превращаются  в ангелов (по теории взрослых). 

Это время переживаний ребенком того, насколько долго с ним будут его родители (он спрашивает у бабушки: «А ты когда умрешь?»). Однако в это время вопрос смерти не связан конкретно с окончанием физической жизни. Иногда для детей ночной сон подобен смерти, поэтому так не хочется идти спать,  также как и лишение его активности может быть приравнено к смерти (обездвиженности).

3. В третий раз, вопрос смерти четко вырисовывается в подростковом возрасте
И здесь важно понимать, где постановка этого вопроса находится в рамках психического развития, а где это превращается в патологию. По своему опыту работы с подростками я знаю, что в этом возрасте наряду с темой отношений, дружбы, самооценки, остро встает вопрос и смерти. И это вполне естественно – ведь сам по себе подростковый возраст, это период, когда детство «умерло», а взрослость в истинном ее понимании еще не наступила.  Это момент окончательного отделения (как физического, так и психологического) от родителей,  уход от уютного домашнего очага в пока еще неопределенное будущее. Поэтому по принципу психологической логики вполне понятно, почему всплывают вопросы о смерти.

Сейчас подростки слышат о суицидах из СМИ, они могут узнать, что кто-то из близких или знакомых лишил себя жизни. Недавно в сводках СМИ сообщалось, что  среди постсоветских стран по числу суицидов Казахстан находится в тройке лидеров, вместе с Литвой и Россией. 

Подростки обсуждают эти вопросы между собой, строят догадки, находят свои объяснения, фантазируют.  И здесь для нас, взрослых, критическим моментом является направление сил на профилактику и предотвращение суицидов. 

Важно говорить с подростком искренне, открыто о смерти
Говорить тет-а-тет, а может быть в группе, но обязательно с полным вниманием и ответственностью к обсуждаемой теме. Выслушать его мысли, переживания, подобрать слова и поделиться своими рассуждениями, не обвиняя, сохраняя спокойствие, сопереживая.  

Может быть и так, что подросток поделиться своими мыслями о том, что его беспокоит, своими домыслами о причинах суицидов. Тогда мы сможем уже на этом раннем этапе поговорить, обсудить, найти решение проблемы, которая для него, оказавшегося на распутье, кажется безвыходной ситуацией.

4. Вопрос смерти часто появляется и в период климакса как для женщин, так и для мужчин
Это период, в ходе которого мы нередко регрессируем (психологически опускаемся) к опыту прежних потерь и переживаний, любых прошлых завершений в нашей жизни. И теперь новая потеря прежней сексуальной составляющей может привести нас к мыслям о конце жизни, как к метафоре конечности переживаний и опыта, как плохого, так и положительного. Мы снова теряем часть себя, чтобы потом открыть нечто новое.  

5. И в пятый раз тема смерти появляется в тот момент, когда мы действительно должны быть готовы к ней - в старости.

Описанное выше – это часть развития каждого из нас, с изменениями в ту или другую сторону.

С моей точки зрения, экономические и социальные проблемы являются мощным стимулом, пусковым механизмом к тому, чтобы человек реализовал мысли о смерти, но не играет ключевую роль в этом вопросе. Количество суицидов необязательно указывает на экономические трудности в стране или регионе. 

К примеру, известно, что и Япония, и Южная Корея сохраняют высокие показатели по числу самоубийств, имея при этом достаточно высокие экономические и социальные показатели в развитии общества. И одновременно я слышу, что в бедных странах люди чаще умирают от болезней, некачественной медицинской помощи, меньше информации о самоубийствах.  

Быть или не быть?  С точки зрения психоанализа, если бы мы могли глубже понять человека,  который выбирает для себя последний вариант, то мы пришли бы к опыту определенных чувств, переживаний, который, скорее всего, своими корнями уходит в ранние отношения со значимыми близкими.

Что для разных людей значение смерти будет различаться.  Но за каждой попыткой суицида стоят определенные переживания, мысли, конфликты.

В подростковом возрасте к этому примешиваются конфликты, связанные с половой идентичностью, с тем, как девушка или парень воспринимает свое изменяющееся тело.  Бессознательно эти изменения могут представлять угрозу для подростка.

Причины этой тревоги мы чаще всего находим в более раннем опыте отношений с родителями, братьями и сестрами. Избавиться от тела, значит избавиться от своей сексуальности – вот один из бессознательных источников желания покончить с собой в подростковом возрасте.

Во взрослом возрасте суицидальные попытки тесно взаимосвязаны с депрессивной симптоматикой. Если мы опять прибегнем к опыту психоанализа в излечении депрессии, то увидим, что за этим симптомом стоит бессознательная невыраженная, невысказанная злость, неудовлетворенность.  Грубо говоря, то, что не смогло найти выход, чтобы выразиться во вне, или не нашло поддержку или понимание (ведь мы морализируем о том, что злиться нельзя, это плохо), направляется уже против себя.

С другой стороны, смерть, отсутствие сознания – это мир, в котором мы уже были, находясь в материнском лоне. Возврат в это состояние, где нет тревог и ответственности, представляется квази-спасением.  А бедность, нерешенные социальные проблемы становятся катализаторами душевных процессов.  

Есть очень много объяснений тому, почему же люди решают покончить жизнь самоубийством, существуют теории у психоаналитиков, психиатров. Каждый из специалистов заявляет свое право на понимание того, что в реальности трудно логически объяснить. Это придает комфорт – осознание того, что мы можем все понять, подобрать разъяснения. Но моя практика показывает, что, к сожалению,  большинству из нас не достает смелости обсуждать и открыто говорить о самых важных вопросах, смерти, сексе, отношениях  и др., с близкими людьми. Проще говорить о погоде, политике и др., чем о том, что происходит в отношениях между двоими. 

Для многих из нас пока проще увильнуть от подростка с его мыслями о смерти и дать ему успокоительную таблетку, чтобы и он не переживал и нам было спокойнее. Проще развестись, разрушить отношения, нежели выслушать друг друга  и понять, что является причиной конфликтов. Проще не обсуждать проблему, не исследовать опять же ее причину, а ударить, уйти, не выслушать другого.

На уровне государства проще задвинуть в дальний ящик решение острой социальной проблемы до тех пор, пока кто-то не сожжет себя, не начнет стрелять в людей и пр. Во многих случаях мы привыкли действовать, а не решать проблемы на уровне слов и обсуждений.

Пока каждый из нас не научится открыто говорить, а близкий человек  не научится слышать,  то мы будем бесконечно долго обсуждать тему о том, что толкает людей причинять себе вред, убивать себя.  К счастью, есть много хороших примеров и методов, которые делают нас открытыми к слушанию и пониманию. 

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ