Одиночество среди толпы

main_img

Каждый из нас хотя бы раз переживал ситуацию в жизни, когда чувствовал себя одиноким и никому ненужным. К этому обычно добавляется хандра и ощущение бессмысленности происходящего. По невежественной традиции желтой прессы мы спешим обозначить это состояние как депрессию, как будто в этом угаданном диагнозе есть ответы на наши чаяния. Нет, это может быть и вовсе не депрессия.

Но главное не это: люди судорожно пытаются найти ,,верный'' способ изменения своего состояния. Кто-то обращается к алкоголю, другие ищут мнимой помощи от друзей и подруг с их нехитрыми советами, другие с головой уходят в работу или находят для себя альтернативные решения (жизнь в соцсетях, религиозные культы, духовные практики). Кроме волевых или осознанных этаких ,,решений'' возникают и неосознаваемые навязчивые формы поведения, например, нарушение пищевого поведения. К нему чаще прибегают женщины: всем известно, как незаметно для себя человек в стрессовой хронической ситуации начинает переедать, чаще по вечерам, резко и неуклонно прибавляя в весе.

Возможны и прямо противоположные тенденции - мало обоснованные, почти внезапные периоды самоограничения в еде, под видом всевозможных диет. Также могут возникать потуги необузданного стремления к омоложению, оздоровлению, скоропостижные желания скорректировать с помощью скальпеля собственную внешность и прочее. Именно в такой период люди принимают внезапные решения по поводу разводов, увольнения с работы и пр.

Итак, человек испытал одиночество - острое переживания опустошенности, сопровождаемое ощущением безнадежности и бессмысленности. Все становится отдаленным, неблизким - люди, дела, привычные жизненные обстоятельства. Так человек изолируется от жизни на чувственном уровне. Не зная того, он таким способом отчуждает себя от всего, что вызывает боль.

Личностный кризис (так обычно формально это называют в профессиональной среде психологи и психотерапевты) возникает в силу совершенно разных обстоятельств, воспринимаемых как крайне неблагоприятные. Это может быть реальная неурядица на работе или кризис в семейных отношениях, тяжело переживаемая вдруг на ступившая зрелость (например, кризис среднего возраста), синдром опустевшего гнезда, упадок в бизнесе и многое другое. Но может возникать и без видимых причин.

Важно другое: по той или иной причине сам кризис оказывается за гранью восприятия и проявляет себя постфактум, при чем сразу в форме тотального отчуждения происходящего (привычное перестает радовать и даже вызывать интерес) и переживания состояния патологического одиночества. Опустошение, формально необоснованное чувство утраты, приступы жалости и безразличия к себе становятся непереносимыми.

Человек, наконец, обращается к специалисту. Большинство ,,специалистов'' спешат помочь - как можно быстрее снять внутреннее напряжение и научить быть счастливыми. Этого требуют и сами пациенты, ведь к указанным симптомам добавляются и проблемы в сексе, со здоровьем, трудности адаптации в социуме и др.

Такая помощь оказывает дурную услугу человеку, потерявшему связь с собственной жизнью. Его душа как бы потеряна(так это обычно переживается, и так буквально это описывают представители ранних цивилизаций, племен). Получается, что ниша чувственного восприятия, замеченная человеком в форме описанного выше феномена одиночества и представляющая собой, по-сути, белое пятно в системе душевных переживаний, заретушируется. То есть проблема не только не решается, но, что еще хуже, искусственно маскируется, отчуждая дополнительно еще целый спектр эмоций и значимых переживаний. Итог один - отчуждение от собственного Я.

Мы часто встречаем таких людей, которых после долгой разлуки не можем узнать - не столько внешне, сколько в сущностном аспекте. Обычно это люди, не пережившие этот самый кризис отчуждения. Им приходится осваивать новые ресурсы своей личности, отказываясь от прошлого. Своего рода сделка с самим собой. Например, люди ,,спасая'' брак, идут на такие решения - оступаются от себя, чтобы избежать боли, правды, просто встречи с внутренними противоречиями. Здесь нет и не может быть правильных решений и тем более советов.

Но как писал мой учитель Г.М. Назлоян, только установление внутреннего диалога может быть основой совладания с внутренним одиночеством. Я бы добавил здесь еще один очень важный принцип, который реализую в своей профессиональной практике: принцип соответствия (желаний, эмоций, мыслей, поступков собственному Я). Под внутренним диалогом, разумеется, понимается не навязчивый самоанализ невротика с сопутствующими обсессивно-компульсивными, фобическими и прочими симптомами. Под внутренним диалогом понимается прежде всего способность и стремление человека проявлять себя, воспринимать Другого, отдавая себе отчет в происходящем, избегая избирательного восприятия и оценок со стороны.

Как человек на фото: стоит ли он естественно, на его лице выражение его состояния и отношения, он выглядит натурального, его вид гармоничен, либо он натужено улыбается, стоит в вынужденной позе, в наиболее выгодном ракурсе.

Умение слышать себя, отдавать отчет в собственном физическом и эмоциональном состоянии - основа внутреннего диалога, это то, что исключает патологическое одиночество и отчуждение. Динамизм жизни и постоянное развитие не оставят место для потери себя, даже в неблагоприятных условиях.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ