- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Отпускать ли ребенка встречать новый год туда, где он будет находиться вне поля зрения родителей? Наверное, этот вопрос родители задают себе не только под новый год. Привязанность к ребенку, тревога за его самочувствие, знание о неспокойной действительности заставляют матерей и отцов лихорадочно искать ответы на этот вопрос.
Здесь, как и во многих психологических головоломках, конечно же, нет однозначного ответа. Ведь ответы зависят как от конкретного ребенка, так и от конкретного родителя.
Но всегда полезно разделять реальную опасность и наши собственные тревоги, источниками которых являются не существующие реально террористы, наркотики и прочее, а психологические особенности человека. Внутренние родительские тревоги отсылают нас к психологическим защитам, к способам поведения и реакциям, которые остались с нами со времен детства. Разделить реально существующее и надуманное, мягко говоря, очень тяжело. Мы попытаемся провести границы.
Для родителей важно понимать: когда вы задаете себе или друг другу вопрос о том, отпускать ли ребенка одного или нет, то вы неминуемо касаетесь темы контроля. Этот вопрос можно изменить на – насколько вы позволяете себе и ребенку быть независимыми, позволяете ли вы себе время от времени снимать узду контроля над ребенком?
Конечно, очень многое зависит от возраста ребенка. С каких лет можно предоставить ребенку право идти на вечернику самостоятельно?
Чем старше ребенок, тем большее мы можем ему доверить. Но есть огромное число детей, который инфантильны (имеют выраженные особенности ребенка: зависимость, несамостоятельность, страхи) в свои 16-17 лет. И наоборот, 13-летний подросток может быть старше своих сверстников в психологическом плане: он более самостоятелен, может принимать обдуманные решения и т.д.
Поэтому родителям стоит обращать внимание не столько на фактический, сколько на психологический возраст ребенка.
Если же вы находите, что ваша 13-летняя дочь все еще боится одна ходить по улицам (без взрослых, родителей), у нее есть фобии и страхи, которые мешают выполнению ежедневных обязанностей, она не самостоятельна в решении простейших житейских вопросов, то задайте себе вопрос – насколько вы, как родитель, позволяете своему ребенку расти, я имею ввиду расти психологически, отделяться от родителей?
Отделение и взросление детей – это болезненный период для всей семьи, иногда родителей переполняют бессознательные тревоги, что ребенок вырастет и уйдет из семьи. Тогда вход вступают наши защиты – мы неосознанно делаем ребенка инфантильным: мы спим вместе с ним в одной кровати, мы не допускаем мысли о том, что сын или дочь могут отправиться на вечернику без сопровождения родителей, мы ограничиваем их самостоятельность, убирая, стирая за них и пр.
Вопрос отделения, а значит и снятия чрезмерного контроля, особенно остро встает в подростковом возрасте: молодые люди и девушки, чрезмерно привязанные к родителям, как правило, выбирают одну из двух дорог. Они либо сверхкомпенсируют свою привязанность и детскость через экстремальный формы поведения (наркотики, алкоголь, убегание из дома), либо так и остаются психологическими детьми в теле физически развитого человека.
Итак, вопросы «отпускать - не отпускать», «позволять – не позволять» приводят нас и тревогам родителей и детей, связанных с контролем и отделением.
Как правило, если ребенок психологически здоров и зрел, но родители не решаются отпускать его одного на «тусовку» с друзьями, то психоаналитик задается вопросом – чем для родителя является контроль, почему для него важно взять на себя чрезмерно ограничивающую функцию, что происходило с ним в этом же возрасте, насколько его родители позволяли ему быть самостоятельным или же навязывали преграды.
Бесспорно, вопрос отцов и детей вневременной. Конфликты между «предками» и молодежью неизбежны. И наша родительская функция заключается в защите и ограждении ребенка. И в спорные и трудные моменты мы обязаны сказать наше родительское слово, которое, чаще всего, идет вразрез с желаниями ребенка. К слову, подростки чрезвычайно нуждаются в нашей ограничительной и защищающей функции, они чувствуют – за ними стоит твердая стена и только в этом случае они могут позволить себе быть беззаботными.
Но нам, родителям, всегда нужно помнить, что ограничительные функции мы будем использовать в меру. Если вы уверены, что предполагаемая новогодняя вечеринка объективно безопасна для ребенка (там нет оружия, нет наркотиков, вы примерно знаете ребят, которые там будут), то нет причин удерживать отрока дома или тащить его на вечеринку для взрослых. Действенен только гибкий подход. И поверьте, ребенок будет благодарен вам за понимание.