Капризная красавица или неприхотливая скромница?

main_img

За внешними проявлениями этих типов стоит характер отношений, которые строит женщина. В случае капризной красавицы проглядывает маленькая девочка, которая ищет восхищения и ждет удовлетворения своих желаний. Такая женщина будет бессознательно искать мужчину, который бы занял родительскую позицию по отношению к ней. Мужчины, попадающие под очарование этого типажа, скорее играют роль сильного покровителя, в отношениях с такой женщиной они подпитывают свое мужское самолюбие, отчасти пересекающиеся с родительским, когда восхищенный папа смотрит на свою умницу-красавицу дочку.

За противоположным типом, который можно обозначить «как неприхотливая скромница», стоит в большей степени материнская позиция. Она, как правило, хорошо заботиться о своем избраннике и домашнем очаге. Женщины этого типа привлекают мужчин, которые предпочитают в семейных отношениях сценарий, в котором им позволялось бы психологически оставаться детьми.

Каждый из типов восходит корнями  и формируется в родительской семье и зависит от отношений с родительскими фигурами. Одни родители подкрепляют дочерей в их «женственности», восторгаются любыми проявлениями кокетства, папы, как правило, их балуют, и за хорошенькие глазки готовы выполнить любую прихоть. Удовольствие, полученное в детстве, хочется продлять и такой тип отношений закрепляется  и переносится в дальнейшем на отношения с мужчиной. В других семьях поощряется, особенно со стороны матери, помощь по хозяйству, умение заботиться, зачастую о младших братьях и сестрах или о домашних питомцах, и дочка выбирает путь в соответствие с которым ее женская идентичность формируется в большей степени по образу матери. Поскольку все дети зависят от того образа, который приветствуют  родители и который они подкрепляют своей любовью, то превалирующее при нормальном развитии желание получить родительскую любовь, определяет характер поведения будущей женщины.

Однако, если вдуматься, то эта дихотомия капризная красавица – неприхотливая скромница  выражает крайние проявления женской сущности, которые вообще говоря, должны быть сбалансированы. И та и другая ипостась – сексуальная женственность и заботливое материнство, есть проявление женской идентичности, и разные периоды, эпизоды в жизни женщины задействуют и ту и иную ее сторону. Гибкость этих проявлений, умение быть и такой и такой в зависимости от отношений, и тех людей, с которым строятся отношениях, обогащает социальную, семейную и интимную жизнь женщины.

Поскольку эта дихотомия сформировалась и закрепилась в умах, то она скорее отражает то, что предпочтение только такого образа, диктуется внутренними потребностями самой женщины. Ведь может произойти так, что какая-то из сторон не принималась или даже активно отвергалась родителями. В советское время чаще всего родители предпочитали не поощрять, или даже стыдить за желание нравиться, наряжаться, кокетничать, соблазнять. И такое отрицание могло в дальнейшем породить протест подрастающей девушки и взрослой женщины, которая в отместку родителям, за счет желания, наконец, преодолеть этот запрет и компенсировать все то, чего она была лишена в детстве, проводить в жизнь подчас гротесковый, гипертрофированный образ «знойной красавицы», «роковой женщины», «покорительницы сердец». Женщины, которые по каким-то причинам не играли в детстве роль «маленькой маминой помощницы» тоже могут ощущать нехватку этого опыта в дальнейшем. Как правило, желание заниматься домом, окружать домочадцев теплом и заботой, рожать и воспитывать детей, инвестируя и вкладывая себя в это, не испытывая обреченности, разочарования или злости от необходимости заниматься всем этим в процессе семейной жизни, закладывается в близких отношениях с мамой, в умении матери получать удовольствие от своей материнской роли.

Мужчине, конечно, нужно и то и то. Мужчины, в случае ненарушенных отношениях со своей матерью, бессознательно ищут женщину, в чем-то напоминающую им мать, при этом их образ своей матери может отличаться от объективного, поскольку он нагружен различными бессознательными фантазиями и чувствами. Эти фантазии и чувства, однако, могут себя проявлять в том характере отношений, который мужчина стремиться построить с женщиной.

Даже в первый момент встречи, мужчина что-то фантазирует о женщине, что и определяет дальнейший характер его отношений. Красавица и сексуально привлекательная женщина разжигают его сексуальные фантазии. Сексапильная (от англ. sex appeal, т.е. сексуально привлекательная) женщина притягивает взгляд. Однако, дальнейшие отношения и решение мужчины о том, начать ли знакомство и как его продолжить, зависит от того, что стоит за этим призывом. Если женщина сексуально притягательная, из этого однозначно не следует, что она сексуальна. Сексуальная женщина – это та, которая хочет и может получать и доставлять удовольствие от сексуальных отношений с мужчиной. А за одним призывом могут обнаружиться неуверенность в себе, в своих желаниях, тревога и даже страх реальных сексуальных отношений, что часто встречается у девушек в подростковом возрасте.

Когда женщина разжигает фантазию мужчины и не только в момент встречи, но и на последующих этапах отношений, способна меняться в зависимости от его фантазий при этом не теряя свою цельность, индивидуальность, то в целом, мужчина, находящийся рядом с такой женщиной, может считаться покоренным. Мужчина, достигший зрелости, как правило, скажет, что нет никого скучнее штампованных красавиц и никого зануднее утонувшей в быту домохозяйки. Поэтому преодоление стереотипов, и этих в чем-то утрированных типажей, внутренняя психологическая задача женщины, которая желает быть реализованной в сексуальных и семейных отношениях. При этом задача должна быть решена не снаружи, а внутри, поскольку смена внешнего образа не всегда влечет за собой изменение сущности.

Позволю себе привести несколько примеров женских образов, которые знакомы нам по литературным произведениям и кино. Скарлетт О’Хара с первых же страниц романа предстает в виде капризной красавицы, которая не может смириться с отвержением, с поражением в конкурентной борьбе. Затем она проживает драматический период, проходит через потери и катастрофы, но ни на йоту не перестает быть привлекательной женщиной, даже в госпитале во время войны, эта ее часть берет верх. И собственно трагизм этой героини и ее обреченность в финале состоит в том, что имея возможность быть счастливой в семейной жизни, она не может ее реализовать в силу того, что не хватает той самой материнской части.

В сериале же «Зимняя вишня» ставка сделана как раз наоборот, на материнской части героини. И ей как будто весь фильм не достает небольшой толчка, чтобы позволить себе стать соблазнительницей, искусительницей. Но в финале воссоединение с любимым человеком происходит именно за счет того, что появился общий ребенок, и отец строит дом и ждет хранительницу очага и мать своего ребенка. И то, что мешало обрести счастье в начале, позволяет сделать это в конце.

И не случайно, сейчас все большую популярность набирают женские психологические группы, которые направлены на раскрытие и понимание своей женской сущности, овладение магией женского обаяния и в целом интеграции многоаспектного женского образа.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ