- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
В музыкальной психотерапии известны модели В. Петрушина, описанные в его статье «Психологические модели отражения действительности в искусстве», построенные также как и соционическая модель Бабочка на ассоциациях. Модели Петрушина не имеют прямого отношения к соционике. Тем не менее между ассоциативной моделью (1) и моделями Петрушина (2) можно провести параллель на уровне теории. При создании своих моделей Петрушин опирался на теорию о темпераментах Ганса Айзенка, архетипы Юнга и психологические значения цветов по М. Люшеру. Автор ассоциативной модели также как и Петрушин использовала теорию о классических темпераментах, связывая их воедино с соционическими функциями и с цветами энергетической системы чакр.
Основное отличие теоретического подхода О. Тангеманн от подходов к моделированию В. Петрушина и В. Гуленко (3), как впрочем и некоторых других авторов, интересующихся сходными вопросами, заключается в универсальном характере ассоциативной модели, ее глубине и фундаментальности, берущими начало в психоаналитической концепии З.Фрейда о компонентах структуры личности. Возвращение к базовым понятиям основоположников психотерапии - З.Фрейду и К.Юнгу и анализ их концепций с перспективы соционики позволили по- новому переосмыслить их теоретическое наследие, увидеть не только их идейные различия во взглядах на природу психики, но и то общее, что их связывает и гармонично дополняет. Сплав этих разных учений о функционировании психики нашел свое выражение в создании ассоциативной модели «Бабочка» и ассоциативного метода типирования.
Наиболее интересны для ассоциативной теории интерпритации В. Петрушина относительно связи характера музыки с темпераментами по Айзенку и с архетипами по К. Юнгу. При сравнении подходов В. Петрушина и О. Тангеманн обнаруживаются следующие сходные положения на уровне теории. ТПЭ Эго накладывается на архетип “Герой”, темперамент холерика и соотносится в модели В. Петрушина с быстрой минорной музыкой (маршем). ТПЭ Ид совпадает с архетипом «Дитя», темпераментом сангвиника и быстрой мажорной музыкой (танец). ТПЭ Суперэго соотносится с архетипом “Старец”, темпераментом флегматика и медленной мажорной музыкой (молитвой). ТПЭ Суперид ассоциируется с архетипом «Матери», темпераментом меланхолика и медленой минорной музыкой (песней).
В своем подходе Петрушин использует примеры классической музыки, тогда как Тангеманн исследует музыкальные предпочтения типируемых онлайн, которые обычно предпочитают популярную музыку самых разных стилей и направлений. Последние разработки и открытия в области музыкальной терапии В. Петрушина и ассоциативной теории О. Тангеманн открывают новые возможности для более эффективного использовании знания о психологическом типе человека в музыкальной психотерапии.
Ассоциативная типология может использоваться в соционике и психотерапии в качестве инструмента психологического «блитц»-диагностирования личности. Используя типологию как инструмент психодиагностики прсихотерапевту или соционику-диагносту не потребуется много времени, чтобы определить душевную динамику клиента. Сначала выявляется оппозиция двух ТПЭ – ведущего и компенсирующего, затем определяется самый слабый ТПЭ – область энергетической недостаточности. Конечной целью работы психотерапевта является достижение душевного баланса, который есть суть гармоничного взаимодействия всех ТПЭ в структуре психики человека.
Согласно Тангеманн, человек наиболее комфортно чувствует себя в одном из двух ТПЭ, типичных для него/нее. Это выражется в способности легко переключаться между разными эмоциональными состояними, характерными для его/ее оппозиции ТПЭ. Залог успеха работы диагноста в его умении правильно определить оппозицию ТПЭ, чтобы помочь кленту успешно разобраться со своим типом энергетического и информационного метаболизма, правильно определить свой тип и подтип. Хотелось бы, чтобы профессионалы в области практической психологии и психотерапии уже сейчас осознали важность и ценность соционического диагностирования для повышения эффективности терапии, для поиска и выработки новых, более успешных и дифференцированных подходов в работе с клиентом. Эта мысль проходит красной нитью в одной из недавно опубликованных статей В. Петрушина:
«Современная музыкальная психотерапия /МП/ не может не учитывать те открытия и методы работы с клиентами, которые делаются или уже сделаны в рамках других психотерапевтических подходов. Творческое использование методов других психотерапевтических подходов способно обогатить МП новыми идеями» (4).
Музыка оказывает чудодейственное влияние на психику человека, так как музыка и душа человека есть не что иное как проявление психической энергии. Прослушивая любимую музыку, человек настраивает свой внутренний мир в унисон музыке. Звуки отражаются в душе человека на уровне чувственного сопережевания, способствуя развитию музыкального воображения. Более слаженно начинает работать система энергетических чакр. Мелодия разливается по телу как очищающая душу энергия, омывая наше духовное тело от нечистот, расщепляя ментальные искажения и блокировки, мешающие нормальному функционированию психики. Поэтому так важно всем нам дружить с музыкой, искать и находить свою музыку и слушать ее каждый день по дороге на работу, приходя с работы, занимаясь хозяйством. Музыка – уникальное средство психической саморегуляции, поддержания психики на уровне баланса и гармонии.
В настоящий момент продолжается работа по совершенствованию инструмента ассоциативной психодиагностики, где музыка – является одним из важных критериев определения психологического типа человека и его душевной динамики.
Краткое описание признаков ТПЭ в музыке
ТПЭ Эго в музыке соответствует сильному, целенаправленному и контролируемому потоку энергии, который соотносится с признаками экстраверсии, рациональности и динамики.
ТПЭ Ид в музыке соответствует сильному, неконтролируемому и разно-направленному потоку энергии, который соотносится с признаками экстраверсии, иррациональности и статики.
ТПЭ Суперэго в музыке соответствует слабому, целенаправленному и контролируемому потоку энергии, который соотносится с признаками интроверсии, рациональности и статики.
ТПЭ Суперид в музыке соответствует слабому, нецеленаправленному и неконтролируемому потоку энергии, который соотносится с признаками интроверсии, иррациональности и динамики.
Эго- музыка
У рациональных экстравертов или у Эго-типов напряжение внутреннее легко выливается в напряжение внешнее. Эго выражается в музыке в сильных эмоциональных выбросах энергии, в яркой динамике, а также в резких перепадах ритма и контрастах силы звука. Такая музыка заряжает энергией, бодростью, дает толчок к действию. Суть этого типа энергии в активном воздействии на окружающую действительность, в подчинении обстоятельств своей воле. Тема музыкальных произведений отражает доминирующую роль Эго в психике человека, в его решающей силе, в умении противостоять внешним обстоятельствам, будь то природные катаклизмы или чья-то воля. Противоборство, вызов, уверенность в себе, в своей победе несут в себе музыкальные образы Эго-музыки. Сильные эмоции активизируют физиологические процессы, поднимают адреналин. Поэтому строители и люди занимающиеся продолжительное время активным трудом нуждаются в такого рода музыке как в естественном стимуляторе для того, чтобы поддерживать на должном уровне их активный тонус.
Эго- музыка имеет четкий, заданный ритм, поддерживаемый энергетикой экстравертной деловой логикии (ЧЛ). Для того чтобы эмоции имели силу воздействия на психику людей, нужен бесперебойный напор энергии, напоминающий фонтан или сильную струю воды. Однако, психика,на которую идет постоянное сильное воздействие, может не выдерживать длительного напора, что снижает эффективность самого воздействия. Для этого периоды эмоциональных взрывов чередуются с периодами полного спокойствия и отстраннености от объекта воздействия. Прием резкого перехода от спокойного ритма к взрывному усилению звука как нельзя лучше характеризует динамику в музыке.
Яркие представители: Trans-Siberian Orchestra «Christmas Eve/ Sarajevo », “The Phantom of the Opera”, “Notre Dame de Paris – Belle”, Antonio Vivaldi (“Storm”, “Opus 9 Concerto11”); Vanessa Mae (“Art of War “); Dmitri Hvorostovski ( «Se il cor guerriero", A.Vivaldi»), Rolando Villazón ("La Danza"), Мирей Матье («Pardone moi», «Une Femme amoureuse»), Freddie Mercury(“The Show Must Go On”, “We Will Rock You”); Nickelback («Someday», «Rockstar»); Alexandra Burke (“Hallelujah”, "Bad Boys"); Beyoncé (“Halo”, “Listen”), Shakira (“Whenever, Wherever “,”Objection”), Mariah Carey (“ My All”, “Without You”), Tina Turner (“Simply The Best”, “River Deep Mountain High” ); Miley Cyrus (“Fly On The Wall”, “Hana Montana song -Ice cream Freez”); Gloria Gaynor (“I will survive”, “I am What I am”); Cher (“Strong Enough”, “Heart of stone”), Песня из кинофильма "31 июня" (“ Ищу тебя”), Песня из кинофильма "Неуловимые мстители" (“Погоня”).
Суперэго - музыка
В отличии от Эго- музыки Суперэго-музыка не несет в себе заряд энергии такой силы и не характеризуется наличием ярких, резких контрастов, что означает отсутствие яркой динамики. Рациональность как предсказуемость ритма и интроверсия как слабая сила звука создают ощущение стабильности и закономерной повторяемости музыкальных образов, что соотносится с соционическим признаком статики в музыке.
Музыка Суперэго блока наиболее соответсвует музыке церковного характера. Это спокойная, серьезная музыка, в которой человек раскрывает свою душу, свои личностные ценности, выражает свои глубокие убеждения, на основе которых он строит свою жизнь, которыми он руководствуется в своих поступках. Музыка Суперэго способна отвлечь человека от его личных проблем и обратить его внимание к общечеловеческим нуждам, к духовным ценностям. Здесь нет желания навязывать свою волю любой ценой в борьбе с внешними обстоятельствами. В этой музыке нет динамики борьбы или противостояния (Эго), нет тяги к бесконечным удовольствиям или к радостному, по-дестки беспечному самочувствию (Ид), нет желания уйти в мир фантазии и иллюзии (Суперид). Музыка Суперэго, глубокая и духовная по содержанию, призывает задуматься над своими поступками, переоценить их мотивы, соотнести их с вечными ценностями любви и добра в отношениях людей между собой и в отношении к Богу как Высшему универсальному разуму и порядку.
Тема преодоления трудностей также характерна для музыки Суперэго как и для музыки Эго, но это не стремительная борьба с внешними обстоятельствами, а внутреннее противостояние, где ценится сила духа и привычка к монотонному труду. Подобно тому как человек из дня в день медленно, но верно продвигается к поставленной цели. Дух укрепляется в настойчивом, упорном труде, непреклонном следовании выбранному курсу - своим принципам, в разумном ограничении и сознательном выборе при доминировании духовных ценностей над материальными.
Духовность – это не обязательно религиозность, это нравственные и интеллектуальные ценности. Следовательно, в музыке Суперэго будут рассматриваться темы общечеловеческих ценностей без внутреннего и внешнего напряжения. Состояние сосредоточенного внимания к общечеловеческим проблемам будет чередоваться с экстатическим медитативным состоянием души. Музыка призвана укрепить дух человека для преодоления задач по служению другим людям, при этом развивая чувство самопожертвования и подчинения своего внутреннего мира высшим духовным ценностям. Ощущение вселенской гармонии, слияния с ней достигается через каждодневный душевный и физический труд на благо всего человечества.
Яркие представители: F. Schubert (“Serenade”, “Ave Maria”); Verdi (nabucco); Бородин (“Ария Игоря”), Cliff Richard (“Millenium Prayer”, “Mistletoe and Wine”); Nil Diamond («Song Song Blue», «Hello Again»); Backstreet Boys ( «I Want It That Way», «As Long As You Love Me»); Boyzone (“No Matter What”, “Father And Son”); Песняры (“Наши любимые”, “Полонез»), Demis Roussos («Because», « My Reason»); Nana Mouskouri (“Amazing grace”, “ Weiße Rosen aus Athen”); The Kelly family (“Santa Maria”); Мария Пахоменко («Ненаглядный мой»), Валентина Толкунова («Я не могу иначе» ), Людмила Зыкина («Течет река Волга», “Оренбургский пуховый платок”), Диана Гурцкая («Ты знаешь, мама», «Девять месяцев»), Лев Лещенко («Родительский дом», «Притяжение земли»), София Ротару ("Сердце Ты Моё", «Я твоя любовь»).
Ид-музыка.
Иррациональная Ид- энэргия проявляется в умении получать удовольствие практически от всего, что нас окружает. Все предметы в той или иной степени способны быть источником наших удовольствий. Именно этот смысл вкладывал З. Фрейд в понятие сексуальной энергии либидо. Описание ТПЭ Ид как компонента струкутры личности по З.Фрейду как нельзя лучше отражает характер Ид-музыки: «Ид представляет собой инстинктивную часть личности, которая отвечает за удовлетворение физических потребностей тела, таких как насыщение организма пищей, потребность в тепле и удовлетворение сексуальных желаний. Ид руководствуется принципом наслаждения и его единственная цель - снять напряжение, возникающее от желания и достичь его незамедлительного удовлетворения. В этой части личности царит хаос страстей: нет логического мышления или осознания временного потока. Импульсы высвобождают огромные энергетические ресурсы, которые снабжают энергией всю структуру личности. Фрейд сравнивал Ид с избалованным эгоистичным ребенком, требующим удовлетворения своих желаний “здесь и сейчас”» (1).
Каждый тип обладает так называемым сенсорным пространством, в которое мы затягиваем предметы наподобе воронки и поглощаем их. При этом окружающие нас предметы также обладают своим пространством, в которое они затягивают нас. Ид- энэргия направлена на расширение границ своего пространства. Происходит своего рода игра бесконечного взаимодействия пространств друг с другом. Постоянное перемещение в пространстве порождает бесконечную цепочку удовольствий, в которой можно раствориться. Погоня за наслаждениями может быть неразумной, бесконтрольной и опасной как для самого носителя этой энэргии так и для тех, кто его окружает. Определенные инстинкты охраняют оргнизм от опасности такого рода. Так, например, животные не убивают добычу, а играют с ней, если у них нет голода.
Жизнь предлагает бесконечные возможности по активному взаимодействию с предметами окружаюшего пространства с перспективы игры и удовольствия и это находит свое отражение в характере музыки ТПЭ Ид. Это музыка сильная по звучанию (экстроверсия), не несет в себе внутреннего напряжения борьбы или противостояния, характерного для Эго-музыки. Ее задача заряжать энергией веселого настроения, создавать настроение беспечной радости, уверенности в завтрашнем дне. Музыка заряжает оптимизмом, освобождает от навязчивых мыслей, беспокойств, дает возможность отвлечься от рутины и проблем и насладиться тем, что есть здесь и сейчас. Это умение видеть позитивное начало везде и во всем и реагировать ярким, эмоциональным переживаниемо радости - основное предназначение Ид-музыки. В отличии от Эго-музыки, Ид-музыка, как правило, не требует от человека концентрации внимания или аккумуляции сил для преодоления каких-либо внешних препятствий. Трудности жизни воспринимаются скорее как игра или соревнование.
Яркие представители: Mozart (" Eine kleine Nachtmusik" Allegro, “Rondo Alla Turca), Верка Сердючка (“ Всё будет хорошо”, "Я попала на любовь"); Божья Коровка (“Гранитный Камушек”, “ Мамбо по Русски ”); Вадим Казаченко (“ Белая метелица”, “Сирень”), Андрей Державин (“Катя Катерина”), Леонид Агутин (“ Босоногий мальчик”, “ Того, Кого Не Стоило Бы Ждать”); Kaoma (“ Lambada”), King Africa (“La Bomba “), Elvis Presley (“Jailhouse Rock”, “All Shook Up”); The Veronicas (“Untouched”, “4Ever”); AББA (“Honey Honey”, “Does Your Mother Know”); Britney Spears (Circus, Toxic); Lady Gaga (“Bad romance”, “Just dance”); Beatles (“Twist & Shout”, “She loves You”); Madonna (“Hung Up”, “Give It to Me”), Агата Кристи («Моряк», «Как на войне»), Erasure (“Sometimes”, “Always”). Skin Celebrity Skin
Суперид-музыка
Энергия Суперид, окрашена меланхолией, чувством тяжести на душе, ощущением грусти и безысходности, компенсирует и дополняет энергию Эго, усиливая контраст последней. По сравнению с Эго-музыкой Суперид-музыка обладает значительно более слабой энергией (интроверсия), большей погруженностью во внутренний мир – мир субъективного воображения и ощущений, большей гибкостью и вариативностью музыки, большей плавностью и сложностью музыкальных концепций. Музыка Суперида может обладать несколько занудной мелодичностью в силу своей иррациональности или, напротив, характерирозваться ее кажущимся отсуствием, быстрой переменчивостью ритма и мелодии. Сила эмоций не будет проявляться так очевидно и ярко, поскольку Суперид – интровертный тип энергии. Нельзя ожидать преобладания сильных эмоций над внешним покоем музыки.
Суть энергии Суперид не в активном взаимодействии с окружающей действительностью, но в отказе от борьбы, в принятии обстоятельств такими, какие они есть. Нет желания навязывать свою волю другим , противопоставлять себя обществу. Напротив, ценится способность адоптироваться к внешним условиям, желание гармонично вписаться в процесс бесконечных изменений и жить, отражая в себе все то, что происходит во внешнем мире. Этот переменчивый, отражающий действительность, внутренний мир Суперид-типов несет в себе Суперид-музыка. В ее музыкальных образах порой царит неземной комфорт или, напротив, преувеличенный дискомфорт воображаемой действительности.
Быстрота и контрастность смены музыкальных образов соотвестует признаку динамики и ощущается в музыке как ее внутренняя напряженность и тревожность. Развитие мелодии по нарастающей, от тихого, едва слышного звука к драматичному яркому полному энергии звучанию, выражающему кульминацию всего произведения, типично не столько для меланхоличной, но прежде всего для динамичной Суперид-музыки. В этом выражается умение художника созерцать и тонко отражать окружающую нас действительность в мельчайших подробностях, отмечая при этом внутренний план души человека, а именно, как изменяются наши эмоции в унисон изменениям окружающей действительности.
В силу динамичного, развивающегося характера Суперид-музыки художественые и музыкальные образы зачастую не успевают прорисовыаются достаточно четко, концентрируя внимание на постоянном изменении и перетекании форм. Для музыки этого ТПЭ характерна также смена замедленного темпа ( затихание) на неожиданно резкое его ускорение и изменение ритма, на общем фоне медленной, тихой, интровертной мелодии.
Яркие представители: Бетховен («Лунная соната», “ Symphony No.3 E-flat major, Op.55 "Eroica"); Claude Debussy (“ La Mer - Second Movement”), Моцарт («Реквием»),Чюрленис (“W lesie”, “Miskas”); Аквариум (« Город Золотой», «Мама, я не могу больше пить»); Ирина Богушевская ("У нас в Раю", «Рио-Рита»); Fleur-(«Взрывная волна», «Ремонт»); Nautilus Pompilius («Я хочу быть с тобой», «Чёрные Птицы»); Placebo (“Twenty Years”, “Sleeping with ghosts”); Pink Floyd (“Comfortably Numb”, “Hey You”); Within Temptation (“Memories”, “Stand My Ground”); Dido (« Thank You», «Life For Rent»), The Corrs («Dreams», «What Can I Do»), The Cranberries (“Dreams”, “Just my imagination”), Coldplay (“Yellow”, “Clocks”), The Verve (“Bittersweet Symphony”, Yellow), Oasis (“I'm Outta Time”, “Wonderwall”); Bjork (“All is full of love”, “Army Of Me”); Marilyn Manson (“If I Was Your Vampire”, “The Nobodies”); Muse (“Hysteria”, “Conscience”); Lacrimosa («Lacrima Mosa», «Crucifixio»); Massive Attack (“ Future Proof”, “Inertia Creeps”).
В заключение хотелось бы добавить, что типология ассоциативной соционики не ограничивается четырьмя ТПЭ (Ид, Суперид и Эго, Суперэго) для описания психологических свойств личности и характера музыки, но имеет своей целью углубить их дифференциацию на более детальном уровне соционических функций. Что сделает возможным, с одной стороны, расширить область применения музыкальной и цветовой диагностики в соционике, и, с другой стороны, позволит сделать диагностику психологического типа более точной и актуальной.
Литература:
Ольга Тангеманн 2010© Ассоциативная соционика