- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Родительские запреты - это обычно (но не всегда) невербальные послания для ребенка от родителей. Они редко осознаются как родителями, так и самим ребенком. Но тем не менее могут сильно влиять на жизнь человека.
Физическая и/или эмоциональная близость многим людям представляется опасной. Они могут состоять в отношениях, но избегать контакта как физического, так и эмоционального.
Некоторые пары живут «параллельными» жизнями:
Они могут спать в разных комнатах, готовить каждый отдельно, отдельно оплачивать счета, отдельно отдыхать и отдельно принимать решения.
Порой страх близости возникает у детей не из-за того, что родители боялись близости вообще, а из-за того, что на глазах у ребенка проявление близких отношений считалось недопустимым, чем-то постыдным.
Например, родители не позволяют себе объятия и поцелуи при ребенке. Или же этот запрет не позволяет вообще проявления чувств даже без непосредственного контакта.
Ведь проявление чувств - это эмоциональная близость. Если родители ходят с каменными лицами, ребенок усваивает, что плакать, радоваться, бояться и проявлять прочие эмоции - это нечто недопустимое.
Иногда даже можно увидеть, как ребенок на время забывается и радуется, но вдруг вспоминает, как бы отреагировал родитель, и искусственно придает своему лицу строгость, имитируя выражение лица значимых взрослых.
Ребенок может усвоить, что близость под запретом, если его собственные чувства и желание контакта будут постоянно игнорироваться родителем.
Если мать холодна, напряжена, постоянно нервничает и тревожится, ей попытки ребенка получить материнскую ласку кажутся чем-то раздражающим.
В этом случае снова просить о ласке и внимании - это значит растревожить рану отвержения. Она не заживёт никогда, но если не просить о контакте вновь, то болит не так сильно.
Иногда дети воспринимают как предательство и отвержение ситуации, когда им просто не понятен контекст . Например, одна из женщин, в детстве побывавшая в концентрационном лагере, долгие годы думала, что мать ее бросила.
И только со временем ей вдруг стало ясно, что в очереди, которая делила людей на тех, кого казнят сразу или позже, мать спасла дочери жизнь, когда сунула ее женщине впереди себя со словами:
«Да сколько же я буду держать вашего ребенка?»
Мать и дочь казнили бы сразу, но благодаря поступку матери дочь выжила, потому что заняла место в очереди на отложенную казнь и у нее появился шанс на спасение.
Таким же образом дети воспринимают ситуации, когда родители погибают или уходят из семьи. В последствии такие дети предпочитают вообще не сближаться, чтобы не пережить вновь ощущение, что самый важный в мире человек куда-то исчез.
Травма отвержения и запрет на близость заставляют уже взрослых людей постоянно ожидать предательства повсюду и от всех. Например:
В конце концов их худшие опасения оправдываются, потому что другие люди чувствуют это отвержение. Но человек с запретом на близость только удовлетворенно восклицает:
«Я знал!»
Не понимая, что частично сам спровоцировал это своим недоверием и отчуждением.
Например, девушка с таким запретом может долго проверять чувства ухажёров. В конце концов им надоедает завоёвывать и терпеть отвержение уже с ее стороны. Они переключаются на других, а девушка полагает, что чувств у этих ухажёров и не было.
Но в норме любые чувства должны гаснуть без должного ответа, иначе это уже любовная зависимость.
К здоровым детям и к больным детям во многих семьях очень разное отношение. Больных как будто больше любят. И дети эти попытки подбодрить их и порадовать во время болезни воспринимают как сигнал «болей чаще». Особенно, если в обычное время родительского внимания не хватает.
Порой родители навязывают своим детям психические заболевания, чтобы замаскировать недостатки воспитания. Например, в семьях с домашним насилием часто у детей наблюдаются всплески эмоций, депрессивные состояния, замкнутость, прочие «признаки психических расстройств».
Хотя это - просто реакция детской психики на неадекватную обстановку и поведение родителей. И если ребенок будет психически здоровым, это автоматически будет значит, что его родители абьюзеры.
Избегая такого заключения, ребенок принимает навязанную роль: родители у него нормальные, а вот он сам какой-то неуравновешенный, слишком чувствительный, слишком эмоциональный, неадекватно жестокий. В конце концов ребенок и сам начинает верить, что с ним что-то не так, и развивается настоящее психическое заболевание.
Иногда безумие, пусть и искусственное - единственный способ получить внимание от родителя.
Также это может быть еще более длинным путем к родительскому вниманию: если родители обделяют ребенка вниманием, но часто говорят о каком-то психически нездоровом родственнике, ребенок может добавлять себе вес в их глазах, подражая поведению этого родственника.
Тревожные родители часто своими руками создают само-сбывающееся пророчества посредством запрета на здоровье, когда одевают ребенка в теплую не по погоде одежду или стремятся оградить его от любых волнений.
1. Мать усматривает в характере дочери черты психически больного отца.
Но вместо того, чтобы предотвратить развитие предполагаемой болезни, насколько это возможно, она просто любые ошибки дочери объясняет её «генетикой», которая почему-то досталась ей исключительно от отца.
В итоге девочка входит в переходный возраст, где нужно свергнуть диктаторский авторитет матери одновременно с переживанием гормонального всплеска.
Эти подростковые проявления пугают её саму, и она убеждается, что больна так же, как и её отец. В то время как у нее если и есть склонность к болезни, то до диагноза ещё очень и очень далеко и простая саморегуляция могла бы эти проявления снизить.
2. Мужчина постоянно заболевает, когда его жена им недовольна.
Стоит ей только высказать мужу какие-то претензии, как у него сразу простреливает спину или шею, поднимается давление, начинается чрезмерное сердцебиение.
У жены не каменное сердце, она забывает о конфликте и начинает заботится о муже.
В детстве эту стратегию мужчина успешно применялиз-за родительского гнева, чтобы получить компенсацию. Он заболевал после того, как родители наказывали его за проступки.
Психика и тело запомнили этот путь. И уже во взрослой жизни, механизм заболевания запускается автоматически, бессознательно. В данном случаи после критики жены.
Если вы когда-нибудь замечали за собой рефлекторные поступки, которые не можете себе объяснить, шагайте смело в родительские сценарии, и вы найдете истоки этих бессознательных импульсов.
Если вам потребуется помощь, обращайтесь к автору этой статьи.
Загляните в другие запреты:
«Не живи». Скрытый родительский запрет своему ребенку. Его формирование и опасность
«Не будь собой». Скрытый родительский запрет ребенку. Последствия. Как его преодолеть
«Не делай» «Не будь успешным»: Скрытые родительские запреты своему ребенку