- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Ко мне обратились родители молодой девушки. Их дочь собиралась делать операцию по изменению прикуса. Она была убеждена, что у нее уродливо торчит нижняя челюсть.
Действительно, у нее был выступающий подбородок, но не более того. Родители девушки уговорили ее сначала походить на терапию. Если это не поможет избавиться от болезненных чувств по поводу подбородка, они поддержат ее в проведении операции.
Проводя диагностику этой девушке, я понял, что это не самый простой, но и не самый тяжёлый случай дисморфофобии.
Девушка страдала от навязчивых мыслей по поводу своего подбородка с подросткового возраста. Она была убеждена, что он огромный и сильно торчит вперёд, создавая «лошадиное лицо».
Эта проблема мешала ей чувствовать себя свободно в любых отношениях с людьми. Она была зажатой, стеснительной и неловкой, часто отказывалась от хороших возможностей.
Мы выяснили, что негативное убеждение относительно подбородка и прикуса у девушки сформировалось под влиянием матери, склонной к перфекционизму, а также из-за ряда неудачных походов к стоматологу.
Не церемонясь, врачи говорили, что у девочки проблемы с прикусом. Мать не смогла заметить беспокойство девочки по этому поводу сразу, не знала, что этот момент стоило бы сгладить объяснениями и успокоениями.
Точно не зная, что означает неправильный прикус, девочка убедила себя, что это серьезная проблема в ее внешности.
Из-за ее стеснения она много раз отказывалась от предлагаемой дружбы, участия в конкурсах и даже отношений. В конечном итоге это лишь ещё больше убедило девушку, что с ней что-то не так. Она не замечала, как сама себя изолировала.
За несколько консультаций нам удалось значительно снизить влияние этой идеи на жизнь девушки. Она отказалась от операции по изменению прикуса и стала больше внимания уделять личным отношениям и карьере, ведь теперь у нее появилось время, силы и смелость на это.
Болезненное внимание к недостаткам своего тела - норма для многих подростков. Однако если подростковый возраст давно окончен, а недостатки мнимые или реальные по-прежнему занимают большую часть сознания человека, это уже считается отклонением. К счастью, с ним успешно борется когнитивно-поведенческая терапия.
Дисморфофобия основывается на негативных убеждениях, врождённой склонности к ОКР (полученной по наследству) и негативном опыте, касающемся внешности.
Например, если у человека в роду уже есть родственники с ОКР, в семье принято большое значение придавать внешности (а значит, и критиковать ее в случае несоответствия «идеалу»), то постепенно человек приобретает негативное убеждение, негативный опыт и дисморфофобию.
Дисморфофобия может выражаться в разной степени, от лёгких навязчивых ритуалов по «прятанию» недостатков, до активных самоповреждающих действий, включая не только селфхарм, но и пластическую хирургию или стремление к болезненной худобе при помощи опасных диет.
Стоит отметить, что дисморфофобию диагностируют только в том случае, если расстройства пищевого поведения - не единственная проблема относительно внешности.
То есть анорексия без ненависти к отдельным частям тела не считается дисморфофобией. Так как это отклонение относится к ОКР, часть терапии идёт по сценарию, схожему с лечением ОКР:
К сожалению, критичность к симптомам людей с дисморфофобией крайне низка - они искренне верят, что их недостатки реальны.
Некоторые из них так и говорят:
«Не имеет значения, что скажут 100 человек про мой недостаток. Я же вижу, что это уродливо!»
То есть у них причина подменяется следствием: изначально они страдают, считая, что теряют социальные блага из-за своего недостатка, впоследствии они отрицают очевидное отсутствие связи между потерей социальных благ и недостатком.
В большинстве случаев дисморфофобы сами закрываются от общества, ведут себя закрыто, отстраненно и напряжённо. И именно это является причиной их социальной изоляции. Но они глубоко уверены, что во всем виноват их недостаток.
Необходимо записывать, сколько времени в день уделяется навязчивым мыслям, поиску информации о недостатке и способах его устранения, разговорам о недостатке, маскировочным мероприятиям. Постепенно этот дневник будет мотивировать снижать количество времени, которое тратится на ритуалы.
Например, если человек прячет большие уши под капюшоном, пышной прической и шапкой, он должен постепенно отказываться от одного из элементов маскировки, в то же время увеличивать силу контакта с обществом при этом:
Например:
Необходимо искать среди всех встречающихся людей тех, кто имеет схожие черты внешности. Постепенно человек с удивлением обнаруживает, что людей, похожих на него и даже имеющих такой же «дефект» очень много. А значит, это не такая уж и проблема?
Например, человек стесняющийся большого носа должен обращать внимание на людей с большими носами. Постепенно он поймет, что людей с такими носами очень и очень много.
Ну а для тех, кто только открыл в себе данный паттерн, нужно осознать, что первый шаг на пути к избавлению - это всегда обращение за помощью к специалисту.