- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Нас с детства учат, что такое быть хорошим или плохим человеком.
Не важно, насколько хорошо мы поддаемся этому обучению - становимся ли мы теми, кого из нас пытались вылепить родители и общество, или все делаем наоборот, или просто по-своему.
Эта дуальная модель описания всего на свете, и человека в частности, оставляет на нас следы: хотим мы или нет, мы учимся отвергать в себе части личности, которые считаются плохими, недостойными, стыдными для нас самих или кого-то из наших близких.
И вроде бы так можно жить: замели метафорический мусор под палас, вроде в доме нашей души и мыслей чисто. Но что это такое под ногами хрустит, колется, а иногда и дурно пахнет? Чем больше отверженных частей в человеке, тем более невыносимой становится его жизнь.
Более того, отвергнутые части можно сравнить с инструментами из набора мастера. Капризный мастер почему-то недолюбливает несколько отвёрток и из упрямства не хочет ими пользоваться. В результате в ряде случаев он не может выполнить необходимые работы по ремонту, дело встаёт.
А ведь эти нелюбимые «отвертки» под рукой лежат и ждут. Так и человек, отвергающий свои части, сильно сужает вариативность своего поведения. Закономерно он гораздо чаще не справляется с жизнью, чем если бы пользовался всеми своими частями личности.
Вот почему крайне важно эти части искать в себе и признавать, делать по-настоящему своими. Важно учиться обращаться с ними и пользоваться их силой.
Так устроена человеческая психика, что отвергнутые человеком части словно нарочно примагничиваются к схожим частям в окружающих. Вот почему у сильно зажатого человека вокруг может быть много наглецов, у интеллигента - хамов.
Психика всегда стремится обрести целостность, потому что на расщепление и отвержение отдельных частей уходит много психических сил. И дело ведь не в том, что люди сбиваются какими-то странными группами по принципу противоположностей - алкоголики с трезвенниками.
Дело в том, что человеческое сознание всегда выхватывает из общей массы то, что кажется ему важным. Не обязательно это нечто приятное. Это может быть нечто пугающее, тревожащее, злящее, заставляющее грустить. Вот и кажется людям, что вокруг как-то слишком много тех, кого на самом деле знать не хочется.
Важно отметить, что если человек не переносит неряшливых людей, например, это ещё не значит, что сам он в душе неряха. Отвержение не настолько прямое и буквальное.
В каждом случае нужно разбираться: а что именно в неряхах так раздражает?
Вариаций может быть масса. Вот это зёрнышко, которое зарыто под слоями неприятных эмоций к другим, и даёт подсказку, что именно человек отвергает в себе.
Причем очень часто человек может думать, что его раздражают любые неряхи целиком, со всеми своими остальными качествами. Но это далеко не так. Поэтому не стоит искать в себе тайного алкоголика, если не нравятся пьющие люди. Все немного сложнее.
Ведь можно сказать:
«Я сердобольный человек, но стараюсь выбирать адресатов своей помощи, чтобы не вредить им и силы зря не тратить на тех, кто только жалуется. Поэтому я намеренно останавливаю свою жалость в этой ситуации».
А можно сказать:
«Мне совсем никого и никогда не жаль».
И между этими двумя высказываниями огромная разница, хотя они вроде бы похожи.
Вспомните, кого недавно вы обсуждали, на кого сильно не по ситуации злились, что вас сильно задело, хотя не должно было?
Постарайтесь описать человека, который вызвал такие эмоции.
Пример: если женщина осуждает тех, кто не стесняется носить яркие открытые платья, она может задать себе эту череду вопросов.
Им все это даётся слишком легко!
А так не должно быть. Все хорошее надо заслужить потом и большим трудом.
Если бы я так наряжалась, я бы сгорела со стыда. Я бы чувствовала, что незаслуженно получаю такое внимание и восхищение. Я бы чувствовала, что не могу наслаждаться этим, ведь мне не пришлось бороться за эти удовольствия.
Так мы можем видеть, что дело не совсем в яркой одежде. Дело вообще в запрете на удовольствия без страданий. А яркие платья на слишком свободных девушках - это просто маяки, по которым сознание пытается привести человека к отвергнутому праву наслаждаться жизнью без привязки к боли.