Созависимые роли и маски. «Шут»: признаки, роль для семьи, итог жизни

main_img

Маска - это ролевая модель,
помогающая человеку адаптироваться к хаотичной жизни рядом с зависимым и созависимым родителем.

Вариации масок безграничны, ведь они накладываются на уникальных людей. Сложность здесь еще и в том, что маски могут сменяться у одного и того же человека в зависимости от ситуации. Но их суть всегда одна.

Это статья о ролевой маске «Шут»

Проще всего рассмотреть маску через несколько типичных аспектов:

  1. Внешние признаки.
  2. Внутреннее состояния человека в маске.
  3. Роль в семье.
  4. Итог жизни без лечения и итог жизни при лечении.

Признаки

Это непоседливые, подвижные, как ртуть, люди. Веселые, очаровательные, они постоянно шутят, все время привлекают внимание. Их шутки не всегда удачны и уместны, но от них много и не ждут, считая их глуповатыми.

Им многое прощается среди знакомых и друзей, а вот близкие часто считают их жестокими и бесчувственными. Они часто идут на конфликт, провоцируют, если ощущают за собой мощь других людей, но сами лично в драках или реальных словесных перепалках никогда не участвуют.

Роль шута стала их основной стратегией, когда они поняли: постоянно напряжённую обстановку в семье можно разрядить при помощи шутки, глупой выходки. И стали этим активно пользоваться.

Внутренний мир

Хотя внешне эти люди просто сияют жизнерадостностью, внутри они глубоко несчастны. Правда, в какой-то момент сами они перестают ощущать это - наступает эмоциональный дальтонизм.

  • Они утрачивают способность переживать горе, сочувствовать, грустить.
  • Они часто страдают от улыбающейся депрессии - болезни знаменитых комиков. Именно успешные юмористы часто совершают самоубийства, совершенно неожиданно для всех вокруг.
  • Они пребывают в постоянном страхе - и для защиты надо быть смешными и очаровательными.
  • Они пытаются очаровать всех, на всякий случай.

У них словно нет чувства собственного достоинства - ведь львиная доля юмора состоит из самоиронии, а они юморят 24/7. На самом деле они очень страдают от своей низкой самооценки.

Роль в семье

Их роль - быть хоть каким-то светлым пятном в жизни своей несчастной семьи.

  • Они действительно разряжают обстановку.
  • Они глубоко уверенны, что от них тоже зависит, будет ли зависимый употреблять, а созависимая раздражаться, будет ли скандал.
  • Они не могут понять, почему в какие-то моменты их практически всесильный юмор не срабатывает. И тогда их мир рушится.
  • Они тоже могут быть терапевтической меткой для семьи: шуты часто как раз и высмеивают какие-то тайные проблемы, какие-то постыдные секреты.

Мудрый человек обратил бы внимание на то, почему человеку необходимо постоянно всех веселить - от чего он бежит? Но созависимые радостно поддерживают эту роль, не понимая, что их ребенок генерирует радость в ущерб своей личности.

Итог жизни без лечения

Эти люди так же склонны к зависимостям. И если уж они употребляют - то по черному. Залить всю ту боль, весь ужас и негатив, который запрещено показывать в семье и на людях, удается только огромными дозами веществ.

И если уж Шут опьянел, он срывается с катушек - становится злым и неуправляемым, агрессивным и опасным. Именно эти люди после употребления могут кинуться на кого-то с ножом.

Но и помимо зависимости у них много проблем. Их часто считают поверхностными и черствыми, близких отношений у них практически нет - что только усиливает чувство глобального одиночества.

Все потому, что они не могут присоединиться к переживаниям других и сами не дают повода оказывать им сочувствие. Их отношения состоят только из светлых моментов - а это только половина жизни.

С супругами они так же будут шутить - всегда и везде. Они могут даже пошутить над смертью ребенка, если у жены был выкидыш - «да ладно, новых нарожаем!». И это тот самый случай, когда юмор не работает. Рано или поздно супруги устают от этой несерьезности и поверхностности.

Да и на работе шуты скорее развлекают коллег, чем работают - и тут уж как повезет.
От них вполне могут избавляться, как от бесполезных.

Они не могут быть успешными в комедийном жанре как раз потому, что не могут ощущать горе. Хорошая комедия всегда реалистична. А юмор шута без доли горя плоский и гротескный.

Итог жизни при лечении

Для этих людей работа по избавлению от зависимости и созависимости наиболее трудная. Они не слышат свои чувства. Если обычному созависимому надо научиться выражать свои чувства, то шуту приходится учиться сначала хотя бы слышать их. Это длительный труд.

Но вот если помощь получена, эти люди обретают способность грустить и сочувствовать:

  • Они могут наконец-то проживать свои эмоции, отпускать прошлое.
  • Им больше не нужно вышучивать все и вся.
  • Они становятся по-настоящему душой компании, без унизительного звания «шут», как раньше.

Их очень любят приглашать в гости и бывать у них в гостях - они по-настоящему приятные, очаровательные люди с отменным чувством юмора.

Способность горевать и сопереживать объединяет их с другими людьми, и теперь получается выстраивать глубокие близкие отношения в разных сферах. А значит, нет больше одиночества, нестабильности и неустроенности.

В заключение о 4-х масках

Если смотреть на все четыре маски немного сверху, можно проследить закономерность:

  • Маска создаётся путем того, что какая-то одна грань личности искусственно увеличивается, пока остальные становятся незаметными для окружающих.
  • И Шут, и Невидимка, и Сорвиголова, и Герой - это все дети, примерно одинаковые изначально (не считая темперамента и врождённых данных), но маски словно делают из них части одного человека.

Дети под масками олицетворяют собой какое-то одно человеческое качество. И это всегда делает людей несчастными.

Например,
у знаменитых актеров можно легко проследить, как роль всеобщего любимчика часто ввергает их в депрессию - им нельзя не хотеть общаться с людьми, нельзя быть не в духе, нельзя быть молчаливыми и замкнутыми.

Им часто приходится ломать себя ради роли. Это приводит к депрессии в конечном итоге его тело отказывается играть заданную роль. То же самое происходит с детьми, вынужденными носить маски созависимости.

Лечение каждого типа созависимого состоит в том, чтобы вернуть личности многогранность и объем, позволить человеку быть живым и разным. Человек буквально выращивает себе новые стороны личности, учится действовать иначе в привычных ситуациях.

Детский сад и фатальность

Созависимость распространена настолько, что большинство семей страдают ей. И если зайти в любой детский сад, может будет воочию увидеть, как же много малышей уже с ранних лет привыкают к своим маскам.

Это отлично видно, как только дети обретают некоторую сознательность:

  • Герой помогает воспитателю, следит за остальными,
  • Сорвиголова опять что-то учинил,
  • Шут со скоростью света перемещается по детской площадке, и за ним следуют взрывы смеха или плача от его оголтелых шуток,
  • а Невидимка сидит один со своими куличами и никем вокруг не интересуется.

Это очень страшно, но судьбы этих детей уже предопределены - без лечения их ожидает закономерный для их маски итог. Хотя именно в это время семья может проживать свои относительно светлые годы, и никому и в голову не придет, что за ужасы уже ждут впереди. Лишь небольшой процент этих детей получит лечение и шанс выйти из семейных сценариев.

Вот почему к лечению созависимости и зависимости надо подходить со всей серьёзностью. Даже если на данный момент кажется, что разрушения, нанесенные этими болезнями, не так и ужасны (что часто происходит с созависимыми из страха).

К сожалению, бессознательные программы уже запущены,
уже идёт выполнение деструктивных программ,
и без вмешательства это принесет свои зловещие плоды.

Все части: Общая, "Герой", "Козел отпущения", "Потеряшка"
Загляните: Теория по созависимости. Влияние на зависимого. Алгоритмы выхода.

Если вам понадобится помощь, обращайтесь к автору этой статьи.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ