- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Вина - одна из самых болезненных основ созависимости.
У взрослых детей алкоголиков чувство вины принимает немыслимые формы. Все их поведение подчинено этой глобальной вине.
И от нее нет никакого спасения без терапии, потому что вину детям алкоголиков внушают ещё в детстве, пока психика неустойчива и пластична. Вина внедряется в глубинные слои личности и отравляет оттуда всю жизнь человека.
Алкоголики, прочие зависимые и созависимые крайне склонны перекладывать вину за трудность своей жизни на детей. От них часто можно слышать:
И отрицать то, что часто рождение детей действительно становится для людей красной чертой, после которой жизнь становится в разы тяжелее, странно.
Однако зависимые и созависимые упускают крайне важную деталь:
решение рожать ребенка или нет принадлежало им.
Никто не заставлял их.
Никто не имел права заставить другого сделать это (хотя мог проявлять серьезное психологическое давление, чтобы убедить в необходимости завести ребенка).
То есть алкоголики и созависимые снимают с себя ответственность за само решение зачать и родить ребенка, несмотря на свою неготовность к этому в психологическом или финансовом смысле.
Некоторые дети, подрастая, пытаются бороться с такой виной. Они кричат в ответ на все претензии:
Я не просил меня рожать!
И все же это крик уже глубоко раненого человека.
Нельзя передать словами боль человека, который понимает, что его на этом свете не ждали, что его жизнь как будто доставляет мучения самым дорогим людям.
По сути же дети выступают просто поводом для того, чтобы сокрушаться, но не предпринимать никаких реальных действий по улучшению ситуации.
Довольно просто обвинить в трудной жизни своего ребенка. Гораздо легче, чем признать, что ты сам совершенно не справляешься с ней.
Вот если бы детей не было, вот тогда бы я!
Только вот дети подрастают, времени и сил у родителей становится больше, а ситуация все не меняется. Очевидно, что не в детях дело.
Иногда этот вид вины имеет совершенно абсурдный источник. Например, алкоголик уговаривает свою, уже измученную его зависимостью, жену не делать аборт и родить ребенка.
Алкоголики безответственны и за спасённого ребенка, естественно, отвечать не собираются. Не будут ли они возиться с ним, помогать жене в быту? Даже просто обеспечение материальной стороны будет под большим вопросом.
И получается, что женщина рожает ребенка и в тот момент, когда она максимально нуждается в защите, поддержке и помощи - она вынуждена справляться с адом, который устраивает алкоголик. Естественно, она становится совершенно несчастной и сама украдкой, а то и явно, считает, что именно ребенок причина всех ее бед.
«Если бы не ребенок, я бы давно ушла» - типичная история для жён алкоголиков.
Самое страшное и трагикомичное в этой истории, что алкоголик никогда не упускает возможности напомнить ребенку, благодаря чему он появился на свет. Это он, этот жалкий и больной человек, спас его!
И в глазах ребенка ситуация действительно страшно выглядит. Ему буквально сообщают, что его хотели убить собственные родители - это нож в сердце, который никогда не получится вытащить и залечить рану.
Дальше ребенок прекрасно видит и чувствует, как несчастна его мать, и что она склонна винить в своих несчастьях именно его, ребенка. И в довершении всего он ещё и должен быть благодарен зависимому родителю за свое чудесное спасение. Которое, оказывается, никому не сделало лучше, а даже наоборот.
В этот момент ребенку буквально продают право на жизнь, которое у него изначально было по умолчанию.
Отдельный огромный поток вины у взрослого ребенка алкоголика - это вина, перемешавшаяся с беспомощностью.
Как часто детям приходится краснеть от стыда за своих зависимых родителей!
Родитель находится в состоянии опьянения и ведёт себя непотребным образом в общественном месте или просто падает, так и не дойдя до порога дома.
И в этот момент ребенок вынужден пытаться своими детскими силами исправить ситуацию - успокаивать родителя или буквально тащить его до дома на себе.
Ребенок естественным образом начинает винить себя в том, что недосмотрел за родителем, не предотвратил эту ужасную ситуацию. Тем более, очень часто созависимые возлагают на ребенка такое обязательство:
Смотри, чтобы папка много не пил!
То есть ребенок должен каким-то невероятным образом умудриться контролировать взрослого человека, который сам себя не контролирует.
Это невозможно! Вдвойне:
зависимый не контролирует себя, а ребенок не может контролировать взрослого. И все же вина за то, что предотвратить очередную ужасную ситуацию не получилось, прожигает насквозь.
Очень часто дети берут на себя вину за все:
Эта вина вытекает из вины за свое существование. Но у нее другой оттенок: это вина человека, который не может справиться с тем, что мир так жесток к нему и изменить ничего нельзя.
В этом случае виновность за вещи, которые нельзя было изменить при всем желании - способ создать себе хоть какую-то иллюзию контроля.
А ты при этом всего лишь ребенок, зависящий от двух не самых адекватных людей, больных зависимостью и созависимостью.
Самое ужасное в наличии этих трёх видов вины то, что сам человек ее практически не замечает. Да, ему как-то плохо. Да, в жизни его много потребителей, он очень страдает оттого, что его все используют. Но он просто не знает даже, как можно по-другому ощущать себя, как можно по другому действовать.
Вина - это обратная сторона агрессии. И они всегда вместе.
На самом деле ребенок имеет полное право испытывать гнев на родителей, которые словом, делом или просто взглядом внушают ему хотя бы один из трёх вышеописанных пунктов.
Если родители смеют поступать так: посягать на базовое доверие к миру, на безусловные права ребенка - то ребенок уже не должен воспринимать их как авторитет.
К сожалению, у взрослых детей алкоголиков огромные проблемы с гневом на родителей. Гнев, обратившийся в вину, потому что ребенка убедили в том, что он недостоин пользоваться своими безусловными правами, очень часто выливается в различные болезни психосоматического характера.
Постепенно тело человека разрушается от этой лавины внутреннего гнева, сдерживаемого виной. Это могут быть, например, боли в суставах или даже просто запущенное состояние организма (вроде больных зубов) просто потому, что ВДА не привык заботиться о себе и не ощущает, что имеет право на это.
Последствия сдерживаемого гнева на родителей, подавленного и глубоко спрятанного гнева - ощущение тотального бессилия перед жизнью и безнадёжности. Как ни старайся - ничего нельзя изменить. Жизнь всегда будет такой трудной, такой мрачной и мучительной - вот какой фильтр накладывает на реальность сдерживаемый гнев.
Человек живёт в постоянном состоянии бессилия.
Он буквально собирает себя «в кучку» каждый раз, когда ему нужно сделать простейшие вещи. О том, чтобы улучшать свою жизнь и достигать бОльшего благосостояния и успехов речи даже не идёт - это в мире ВДА нечто фантастическое, при таком уровне энергии.
И если вина и гнев - это просто разные вершины одной и той же шкалы, логично, что бороться с виной можно при помощи гнева.
Если взрослый ребенок алкоголика способен ощущать гнев на родителей - это замечательно! Этим нужно пользоваться.
Нужно как можно активнее проживать этот гнев, позволять ему разворачиваться во внутреннем пространстве.
Важно следить за тем, чтобы энергия гнева направлялась в продуктивное русло. Например, часто на энергии гнева люди делают отличную карьеру, просто чтобы доказать родителям в своей голове и самим себе, что они живут совсем не зря, что их рождение не бессмысленно.
К сожалению, гнев как раз часто и заблокирован - слишком долго ребенка обучали терпеть происходящее и не пытаться защищать себя.
Разблокировать гнев и освободиться с его помощью от вины вполне реально.
Для этого надо разрушить убеждение, что все происходившее в прошлом нормально.
Обычно дети алкоголиков подозревают, что в их семье происходит нечто неправильное. Но позитивного опыта для сравнения они не имеют. Поэтому и чувство гнева не просыпается.
Очень хорошо помогают разговоры о детстве с людьми из благополучных семей.
В таких разговорах человек получает массу деталей для сравнения:
Таких деталей великое множество, из них соткано огромное полотно общей болезни семьи. И если не знать, в какие именно вроде бы незначительные моменты болезнь проявляет себя, ее нельзя победить.
Поэтому, получая просто представление о том, как живут здоровые семьи, ВДА постепенно естественным образом будит свой гнев на родителей. При этом ему важно выращивать в себе убеждение, что и он также достоин всего того хорошего, что даёт семья здоровым людям.
Но он не получал этого - и вовсе не по причине своей ущербности, в которой убедился из-за отношения родителей. С ним как раз всё было в полном порядке изначально.
Но вот его больные зависимостью и созависимостью родители просто не могли быть хорошими родителями.
Загляните: Теория по созависимости. Влияние на зависимого. Алгоритмы выхода
Если вы столкнулись с созависимостью, обращайтесь к автору этой статьи.