Постабортный синдром. Откуда он берётся?

main_img
Постабортный синдром (ПАС) – популярный в консервативных кругах термин, обозначающий особое психоэмоциональное состояние, вызванное прерыванием беременности.

Поскольку эта тема непосредственно связана с женской телесностью и контролем женских прав, вокруг нее непрерывно идут ожесточенные споры: поборники ТСЦ утверждают, что ПАС неотвратимо настигнет каждую «детоубийцу», а защитники женских прав нередко отрицают существование ПАС.

Так существует ли ПАС в действительности?

На сегодняшний день официальная медицина такого синдрома не выделяет.

Если же говорить о психологии, то здесь существует огромное разнообразие теорий, направлений и школ, каждая из которых представляет собственное видение феноменов человеческой психики.

Многие слышали о синдроме отличницы, синдроме спасателя, синдроме Бонапарта, синдроме самозванца. Эти понятия описывают специфические способы мышления и самооценки, базирующиеся на когнитивных искажениях, полученных в результате травматичного детского опыта.

Постабортный синдром следует поставить в один ряд с вышеперечисленными "синдромами", поскольку его причиной является не аборт как таковой, а набор верований и негативных суждений о женщине. Таким набором обладает далеко не каждая женщина, а следовательно, и постабортный синдром грозит не каждой.

Какие же когнитивные искажения приводят к формированию ПАС?

  • Очеловечивание эмбриона/плода, порождающее чувство вины. Чувство вины перед неродившмся ребенком. Несмотря на то, что «неродившийся ребенок» - оксюморон, женщина с хроническим чувством вины купится на эту манипуляцию.
  • Приписывание эмбриону/плоду мыслей, чувств и желаний. Уровень развития ЦНС у эмбриона/плода на сроках беременности, при которых разрешено прерывание в странах СНГ, не позволяет ему что-либо ощущать и тем более осознавать. Подливают масла в огонь и различные фотографии плачущих грудных детей с приписками «Мама, не убивай меня!». Такие материалы апеллируют к эмоциям, и женщина неосознанно спутывает эмпатию к плачущему ребенку с жалостью к плоду, который якобы имеет желания.
  • Нарушение личных границ женщины. Аборт – неприятная, часто болезненная операция, требующая психоэмоциональных, временных и финансовых затрат. Женщина вынужденно решается на эту процедуру, поскольку в противном случае ее ждет нежелательная беременность, роды и материнство, к которым она пока (или вообще) не готова.

Трезвая оценка собственных желаний и возможностей, формулировка и защита собственных потребностей – неотъемлемые навыки здоровой личности. Если человек осознает свои потребности и возможности, то следующим логичным шагом будет следование им. Никакие манипуляции не смогут поколебать твердые личные границы, когда речь идет о здоровье и качестве жизни человека. Хорошо интериоризированная женская гендерная социализация мешает осознанию личных границ и способствует самосознанию женщины как неправильной, лишней, порочной и виноватой.

  • Романтизация беременности, родов и материнства. Излишнее внимание к оценочным социокультурным конструктам («кровное родство», «ребенок от любимого», «продолжение рода» , «мое продолжение») вызывает интенсивные эмоции, препятствующие взвешенной оценке ситуации. При отсутствии возможностей выносить и достойно воспитать ребенка концентрация на таких конструктах будет лишней и принесет только негативные эмоции. Женщине следует перенаправить свое внимание на научные термины, описывающие беременность и ее социально-психологическую ситуацию.
  • Обладание недостоверной информацией. Пролайферы не гнушаются созданием фейков и дезинформированием населения: фейковый фильм «Безмолвный крик», бездоказательные утверждения о потере фертильности после первого аборта, многократное преувеличение возможных осложнений после прерывания и прочее способны вызвать болезненные переживания даже у уверенных в себе женщин.
  • Ложное ощущение потери. Иногда женщины переживают, что «потеряли» что-то дорогое и важное. Здесь поможет подробный разбор этого утверждения, которое может содержать множество искажений. Профессионально выполненный аборт – легкая и относительно безопасная операция, уже в следующем менструальном цикле после которой женщина может забеременеть снова. Если она осознает, что поторопилась и готова к материнству, с большой вероятностью сможет вскоре осуществить это желание.

Как мы видим, данный синдром обусловлен социокультурными и личностными факторами, которым женщине приходится противостоять в кризисной ситуации.

При работе с психологом внимание необходимо уделять всем составляющим, приведшим женщину к тягостным эмоциям в связи с вынужденным прерыванием беременности. При этом работа должна быть направлена не на «прощение себя», а на выстраивание личных границ и информирование в области доказательной медицины.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ