- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Недавно на моих глазах произошел очень интересный разговор между двумя знакомыми. Во время дружеских посиделок мы начали говорить о том, допустимо ли, чтобы женщина, например, ходила по клубам, если мужчина против.
Мой знакомый заявил категорично:
Если я сказал, что никаких клубов быть не может, значит, так и должно быть. Если не послушалась меня - собираешь вещи и на выход!
В ответ на это знакомая возмутилась:
Как можно запретить взрослому человеку ходить по клубам? А ты тоже будешь дома сидеть, если она тебе запретит выходить?
В ответ на это знакомый с усмешкой ответил:
Я ещё не встречал такой женщины, чтобы она имела право мне что-то запрещать. Чтобы мне что-то запрещать, самой надо соответствовать.
Что интересно - мои знакомые не состояли в романтических отношениях, они не были даже приятелями. Но их разговор выглядел так, словно им очень важно отстоять свою правду. Поведение и состояние обоих неуловимо изменились - это были уже не собеседники, это были оппоненты.
Поэтому я понял, что между ними сработала одна очень интересная модель взаимодействия. И эта модель активно используется абьюзерами для поиска жертв и вовлечения их в отношения.
Не имеет значения, какие манипулятивные разрушительные приемы абьюзер набрал себе в арсенал, будь то газлайтинг, гостинг, триангуляция или любые другие. Все они работают по одной единственной причине.
Даже если абьюзер - на голову отмороженный психопат и полностью отрицает, что у других есть какие-то права, от своих прав он никогда не отказывается. Он показывает другим, что имеет права и будет защищать их. Именно этот факт работает на то, чтобы не оттолкнуть жертву в самом начале. Если бы абьюзер не признавал никаких прав - это был бы явно опасный персонаж, к которому вообще не стоит приближаться.
Только жертва по ошибке думает, что абьюзер будет признавать и ее права тоже. Абьюзер позволяет ей так думать с помощью очень простой схемы:
При этом права абьюзера не подчиняются никаким условиям. Он будет соблюдать и защищать свои права в любой ситуации. А вот жертва должна соответствовать его требованиям, чтобы сохранять свои права. Если она этого не делает - автоматически становится бесправной. Вот из чего растут любые истории по типу:
Надо было лучше борщи варить, тогда бы не бил тебя!
Человек со здоровой самоценностью и самооценкой в такие неравные отношения вступать не станет. Он не готов изначально позволять кому-то выставлять такие условия. Ведь если есть условия, при которых права сохраняются, эти условия в любой момент легко изменить и отменить ещё какую-то часть прав. Что и происходит в абьюзивных отношениях:
Жертва постепенно соглашается на все большие ограничения ее прав и свобод, в чем-то ограничивает себя сама только потому, что условия партнера становятся все более и более жёсткими.
В жертве есть одна интересная структура, которая вообще делает возможным взаимодействие с человеком, свои права считающим безусловными, а права других - условными.
Ребенок редко дерётся за свое с взрослым - он чаще плачет, истерит, пытается манипулировать любыми способами.
Если, исходя из этой схемы, снова взглянуть на пример в начале статьи, становится ясно, почему моя знакомая вдруг начала защищать какую-то абстрактную женщину, которую даже не видела в глаза. Ей было жизненно важно доказать, что мой знакомый не прав, потому что в этой абстрактной женщине она увидела себя. Она моментально соотнесла себя с этой женщиной, которой придется очень многое дать мужчине, чтобы вообще заиметь какие-то права, тогда как он будет иметь эти права изначально.
И желание спорить и переубеждать других - это всегда признак того, что одна из частей личности внутри человека на самом деле согласна с оппонентом. Какая-то его часть конфликтует с остальными частями. Вот этот конфликт внутри и заставляет человека вступать в спор с людьми с кардинально другими взглядами.
Что сделала бы женщина, абсолютно уверенная в том, что никто не может запретить ей ходить по клубам? Скорее всего, она улыбнулась бы и подумала про себя насчёт мужчины: «Достанется же кому-то такое счастье. Слава богу, не мне!».
Спор даже не начался бы. Ей было бы все равно, останется ли мой знакомый при своем мнении. В ее жизни нет места таким людям, а о каких-то абстрактных людях заботиться ей некогда.
Так и быть, придется это чудо отпустить с богом, надеясь, что другие женщины будут достаточно самостоятельны и благоразумны, чтобы не попасть к нему на крючок.
Оттого, что этот мужчина не согласен с ней, абсолютно ничего не изменилось бы ни в ее настроении, ни в ее мировоззрении. И это отличает здоровых людей от жертв - способность выдерживать несогласие других.
Каждая жертва становится жертвой абьюзера в том числе потому, что неспособна выдерживать его несогласие с ее мнением.
Объясняется это тем, что у жертвы нет крепких границ. Если другой не согласен - он автоматически опасен. Ведь он может прийти и установить свои порядки. А жертва пребывает в полной уверенности, что она не может защитить себя. Вот почему так важно переубедить несогласного. Потому что есть огромная вероятность, что сама жертва согласится на его условия.
И все благодаря той самой коварной части внутри личности, которая с потенциальным абьюзером на самом деле согласна.
Именно она в итоге позволит ему устанавливать свои порядки.
Если человек замечает за собой, что ему очень трудно не вовлекаться в споры, он может использовать эти регулярные конфликтные ситуации, чтобы прокачать свое психическое здоровье.
Для этого нужно принять решение при любом признаке начала спора высказывать свое единственно верное мнение, никак его не объясняя и не доказывая. Нужно просто ставить людей перед этим категоричным мнением и даже не позволять им пытаться переубедить себя.
Дальше начинается самое интересное: другой как-то отреагирует на то, что с ним не желают спорить.
Но все это необходимо просто выдержать с хотя бы внешним спокойствием и не пуститься ни в какие объяснения и доказательства.
Кстати, так вел себя и мой знакомый из примера в начале статьи. Попытки женщины моей знакомой доказать что-то его просто веселили. Он даже не собирался доказывать ей свое мнение в ответ. Этим он ставил себя в превосходящую позицию.
Поначалу это будет невероятно трудно, поэтому лучше выбирать относительно нейтральные темы.
Постепенно психика почувствует, что несогласие других людей вообще-то вполне переносимая вещь. Тогда избегать споров (да и сомнительных отношений) будет гораздо проще.
Что касается той коварной согласной с абьюзером части личности - необходимо отобрать у нее право принимать значимые решения, научиться отслеживать, когда она включается, жёстко ограничить время ее действия и, возможно, занять ее чем-то относительно безопасным.
Например, моя знакомая могла бы стать отличным консультантом для женщин в кризисных ситуациях. Именно жертвенная часть позволила бы ей понимать их. А остальные несогласные с абьюзером части - выводить женщин из кризиса.
По сути ее работа консультантом была бы тем же внутренним спором, вынесенным вовне и проигрываемых с помощью других людей, как в театре.
Только последствия от осознанного проигрывания
всегда гораздо менее болезненные, чем от неосознанного.
Читайте: Подборку статей на темы: абьюзер, токсичность, манипуляции, нарциссы
Если вы столкнулись с абьюзером, обращайтесь к автору этой статьи.