- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Представим ситуацию:
взрослая девушка узнает о том, что существуют личные границы и их можно и нужно защищать.
Оказывается, что она не плохая дочь, раз не разрешает матери читать свой дневник и осматривать свои вещи. Совершенно нормально пытаться защитить свое право на личное пространство.
Но вот мать девушки так не думает:
она игнорирует просьбы девушки, продолжает читать дневник, досматривать вещи, как в отделении полиции, а когда ей говорят о личных границах, делает такое лицо, словно ей нанесли смертельную обиду.
Девушка испытывает вину: как же быть?
И границы защищать надо, и плохой дочерью быть не хочется.
Чувство вины при защите личных границ - нормальное явление, когда человек только учится себя защищать.
Но есть нюансы
Этот тип вины присутствует у людей, которых винили за их проявления.
Родители не могли переносить гнев ребенка, они просто запрещали эту эмоцию. В то время, как должны были научить обращаться с ним. То же самое могло происходить с другими эмоциями.
В этом случае вина во время построения личных границ с родителями возникает как вина вообще за проявление себя. Нарушается запрет на проявление себя.
Когда человек только начинает выстраивать личные границы с окружением, обычно это значит, что он очень долго подавлял злость. И теперь прежде, чем ему удастся начать контролировать ее и использовать себе на благо, какое-то время он будет проявлять злость чрезмерно. Ее накопилось слишком много, чтобы удавалось правильно дозировать эмоции. Да и опыта в защите личных границ нет.
В этом случае вина - это вина за то, что другому тоже больно.
Такая вина может усиливаться страхом, что, если проявлять свою злость, другой человек сильно пострадает, ему будет слишком больно. Он буквально разрушится. Это детский страх. Он возникает, когда на агрессию ребенка родители реагируют слишком бурно - впадают в слезы или в сильную печаль, в большую обиду.
Таким своим поведением они показывают, что проявлять агрессию опасно, и если хочешь быть в обществе, лучше ее подавлять.
Вина за проявления себя иррациональна.
А вот вина за чрезмерные проявления злости вполне адекватна.
Иррациональную вину можно смело возвращать родителям. Есть даже такой прием: нужно выделить в своем внутреннем мире голос, который внушает вину, присмотреться, чей это голос, и отказаться от внушаемой им вины. Например, можно прямо сказать «спасибо, мама, но мне твоя вина не нужна. Я буду проявлять себя и обозначать свои границы свободно, это мое решение. Оставь свою вину себе».
Конечно, с первого раза это может не сработать. Вина будет возвращаться. Но такой ответ на нее - это верный способ реагирования на внедренные чуждые модели поведения. Такой способ проводит черту между человеком и чуждыми моделями. Постепенно мы сможемт легко отказываться от них, если не избавимся вовсе.
Главное - осознавать свои ощущения.
Прости, что кричал на тебя. Мне было неприятно, что ты смеешься надо мной. Мне надо было спокойно сказать об этом.
Таким образом, извинения будут относиться только к излишней злости, но не к проявлению себя вообще и не будут отменять выстраивания личных границ.
Людям с большим зарядом вины, скопившимся за годы, сложно переносить любую новую вину. Чтобы от нее побыстрее избавиться, они предпочитают первыми мириться, признают за собой вину даже там, где ее нет, выпрашивают прощения.
Чувство вины может быть действительно непереносимым. Но нужно останавливать себя от такого поведения. Лучше использовать упражнения для саморегуляции. Например, дыхательные техники.
Вспомните человека, который никогда не извиняется. Наверняка в вашем окружении такой есть. Каким образом ему удается сохранить отношения с другими? Просто другие видят в нем ценность даже без его извинений. Они могут воспринимать как сигнал к продолжению общения просто его благодушное настроение.
Или он сам делает вид, что ничего не произошло. Конечно, это может вредить отношениям, ведь необсужденные проблемы накапливаются. Но здесь этот человек представлен как пример того, что извиняться моментально совершенно не обязательно.
А у людей с большим чувством вины часто вообще нет понимания, когда нужно извиняться, а когда - нет. Ведь если другим важны отношения с вами, они тоже должны признавать свои ошибки. Им тоже порой стоило бы извиняться.
Ни одна ситуация не может развернуться, если не будет необходимого контакта между участниками. Например, если один пытается уколоть другого, а тот вообще никак не реагирует, и видно, что его это вообще не задевает.
Любая ситуация разворачивается потому, что в ней есть свои роли и каждый из участников играет собственную роль. И участники как бы даже провоцируют друг друга на поведение, необходимое для ситуации.
Поэтому, если делить вину поровну между всеми - сложно будет ошибиться.
Почувствуйте разницу между:
Я так не прав, я так виноват, это все из-за меня!
и
Я не прав, конечно, но и ты не прав тоже.
Конкретных приемов очень много, но в идеале противодействие в ответ на нарушение границ должно стать равноценным. Можно даже попросить близких помочь в тренировке навыка определять количество агрессии, необходимой для защиты границ.
Пусть они задают неудобные вопросы, берут вашу чашку, делают что-то, что вам неприятно. А вы старайтесь определить, как в конкретной ситуации надо отстаивать свои границы.
При построении своих границ важно понимать, что вина при этом - нормальное, закономерное явление. Это как побочный эффект какого-то хорошего лекарства. Ее надо просто уметь правильно переносить.
Постепенно вины станет меньше, потому что агрессия будет приручена.
Нужно просто пройти этот путь.