- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Трудно сказать какое количество детей спасла от психических срывов и морального угнетения сказка о «Гадком утенке».
Сколько забитых мальчиков и девочек, оказавшись во враждебном для них социальном окружении, благодаря этой сказке сохранили в себе веру в то, что когда-то они подрастут, повзрослеют, окрепнут, расправят крылья и улетят наконец-то из этого «птичьего двора», где их оскорбляли, унижали, третировали и принимали за гадких и никчемных заморышей.
Если человек родился в неблагополучной семье, если происходящее вокруг него не сулит ему ничего хорошего, то обращение к культуре (в любом ее проявлении: в виде услышанной где-то сказки, увиденного мультфильма или случайно подслушанной во дворе истории, а также красивая картинка в книге или фрагмент из рекламного ролика – все, что угодно) может подкинуть в душу ребенка какой-то «волшебный дар», какую-то подсказку, надежду на то, что в его жизни все может происходить вовсе не так, как ему пророчили.
Если в какой-то семье уже в нескольких поколениях все отцы были пьяницами и спесивыми неудачниками, а матери постепенно превращались в злых и затюканных горькой судьбой женщин, то совсем не обязательно, что родившийся в такой среде мальчик пойдет по стопам отца, и совсем не обязательно, что выжившая в такой семье девочка будет с обреченностью повторять судьбу матери. Иногда судьба открывает перед человеком какие-то потайные двери и оставляет тайные, заметные лишь ему, знаки. И, следуя этим указаниям, он может найти себе свой путь, свой жизненный сценарий.
Карл Густав Юнг ввел в обиход очень красивую метафору – «коллективное бессознательное», а также предложил конструктивное и емкое понятие – «архетип». Но, к сожалению, при раскрытии этой темы он по каким-то причинам ушел скорее в область оккультного опыта, нежели в сферу этнографии или культурологии. Возможно, этому способствовал общий коммуникативный и идеологический климат, царящий в то время в Австрии, Швейцарии и в Германии.
В данной статье мы не будем рассматривать те находки, которые позволяет сделать использование предложенных Юнгом архетипов: «анимы» и «анимуса», или героя, бьющегося с драконом. Но мы попробуем представить архетипы в качестве различных «жизненных сценариев» и «судьбоносных событий», которые в разных формах представлены в нашей культуре и оказывают определённое влияние на психику человека и на его жизнь в целом.
Одним из таких сценариев или архетипов является сюжет получения «волшебного дара». А упомянутая выше сказка о «Гадком утенке» – это один из вариантов предлагаемого культурой подобного сценария.
Представление о «волшебном даре» вселяет в человеке веру в то, что помимо обычного мира, того, что тебя окружает, существует еще какой-то иной, тайный и волшебный мир. Этот мир скрыт от нас и от других людей, но иногда случается чудо, и мы получаем из этого мира какие-то весточки, какие-то дары.
Я помню историю одного мужчины, которого с первого класса, с первых дней посещения школы по каким-то причинам невзлюбил его первый учитель. Она постоянно ругала, оскорбляла, высмеивала его, декларировала, театрально разводя руками: «Ну как можно быть таким дебилом!». Его отца совсем не волновало то, что происходит у сына в школе, а мать почему-то была солидарна с учителем и вполне искренне считала своего ребенка безмозглым оболтусом.
Он и сам верил в то, что природа обошлась с ним подло и безжалостно и его жизнь с неизбежностью пойдет по тому сценарию, который предрекала ему школьная училка: он останется на второй год, а потом его отправят в какую-то особую школу для умственно неполноценных.
Но к концу второго класса в его жизни произошло судьбоносное событие. Их классная заболела, и ее заменила какая-то пожилая учительница, мирно отдыхающая на пенсии, но согласившаяся помочь своей родной школе в сложной ситуации. На одном из уроков она попросила детей нарисовать какой-нибудь рисунок и затем описать то, что они только что сами нарисовали. Мой знакомый нарисовал тогда, как ему казалось, какой-то заурядный неряшливый рисунок, и под ним записал корявым неровным почерком случайно пришедшую ему на ум историю.
Учительница медленно прохаживалась между рядами парт и на минуту остановилась у него за спиной, она автоматически исправила в его тексте несколько грамматических ошибок, а потом неожиданно сказала: «Какой интересный у тебя получился рисунок. И историю ты придумал тоже красивую. Ты очень умный и талантливый мальчик. Старайся писать аккуратнее, тогда из тебя что-то толковое выйдет».
Разговор с этой пожилой учительницей занял всего несколько минут. Она прошла мимо, заглядывая по пути в тетрадки других учеников, но для этого мальчика в тот день произошло чудо. Он поверил в то, что она сказала, в то, что он на самом деле талантливый и умный. И добрые слова учительницы, сказанные как-то попросту и походя, глубоко проникли в его душу, они оказались для него «волшебным даром», знаком судьбы.
Возникает вопрос:
а почему какие-то события, слова и поступки других людей могут оказывать на ребенка такое магической воздействие?
Возможно, это происходит по причине того, что некоторые дети в глубине души как бы ожидают от судьбы получения таких «волшебных даров». И это ожидание может поселяться и жить в их душах, несмотря на то, что все происходящее вокруг , казалось бы, как раз доказывает, что ничего подобного в их жизни случиться не может.
Тот мужчина кое-как закончил начальную школу, но к концу пятого класса уже стал устойчивым хорошистом и в итоге сдал все выпускные экзамены в 10-ом классе на одни пятерки.
Только море способно взглянуть в лицо небу
/ Иосиф Бродский.
Двигаясь в логике психоанализа, Юнг видел в представленном им коллективном бессознательном стихию инстинктов, а также не до конца осознанные и еще не проявленные особые образы и символы. Внутренний мир человека у него так же, как и у Фрейда, противостоит социальному миру, но можно сказать, что он противостоит в сфере культуры, в которой хранится как осознанный, так и забытый или вытесненный из сознания людей опыт истории человечества. Этот опыт, накопленный в культуре, отражается и в душе человека.
Для большинства детей подлинной и наиболее значимой для них реальностью является их социальное окружение, прежде всего мама с папой и другие близкие люди. Их разум и сердце обычно заняты в основном взаимоотношениями с этими людьми, а также событиями в этой среде.
Но для других детей большое значение имеет не только социум, но и то, что можно назвать «сферой культуры». И при этом культура для них - это не стопки книг и систематизированный набор знаний или произведений искусства, это скорее наполненная различными образами и сюжетами сказочная реальность, в которой возможно многое, и в том числе то, чего не встретишь в своем ближайшем окружении.
Некоторые дети оказываются в мире культуры благодаря своему врожденному воображению, другие сбегают в воображаемые миры и в область фантазий, спасаясь от страшных и пугающих, либо тоскливых и безрадостных реалий окружающего социального мира. Если ребенок в своей семье и в школе сталкивается с агрессией, злом и несправедливостью, или с отчуждением и безразличием, то он может как бы сбегать в свой воображаемый мир.
Благодаря тому, что этот воображаемый мир свободен от критики и цензуры других людей, в нем с большей легкостью начинает проявляться то, что подвластно только фантазии ребенка. И наличие этой внутренней готовности увидеть какие-то волшебные образы и символы, а также «сказочные истории» и «мистические сюжеты», позволяет ребенку найти и свою сказку или свой жизненный сценарий в том потоке информации, который обрушивает на него и его ближайшее социальное окружение, и весь социум в целом.
Как говорил Бродский, «Только море способно взглянуть в лицо небу».
Только ребенок способен увидеть в суете и шуме этого мира какие-то символы и знаки, открывающие ему путь в особый волшебный мистический мир.
И хорошо, что в этом мире мы имеем возможность иметь дело не только со сложившимися в нашем социальном окружении формами организации жизни, но также и с теми сюжетами и сценариями, которые закреплены в коллективной памяти человечества.