- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Природа подарила человеку в высшей степени адаптивный механизм -
возникновение базовых эмоций, их проживание и принятие решений на их основе.
Особенность эмоций в том, что они не могут быть неуместными для их обладателя, они всегда очень правдивы и могут быть надёжными опорами. Единственная вещь, которой человек может доверять безоговорочно в этом мире это - его эмоции.
Они показывают своему обладателю, какие ситуации полезны для него, какие - нет. Чем более легко, без искажений человек выражает свои базовые эмоции, тем более он здоров, нормален и счастлив.
Эмоции обладают высокой гибкостью и большой текучестью, нет ничего, что лучше помогло бы ориентироваться в жизни.
Любящие родители должны научить маленького человека различать собственные эмоции, управлять ими и адекватно реагировать на них, проявлять их естественным образом - соответственно данной ситуации.
Здоровые родители принимают эмоции ребенка и учат его, как их лучше выразить, чтобы не навредить ни ему самому, ни кому-то другому.
Проблемы начинаются тогда, когда базовые эмоции ребенка не принимает его ближайшее окружение. Вместо этого: его базовые эмоции отрицают, осуждают, отвергают, игнорируют - диктуют, какие эмоции более уместн» в глазах этого общества. Происходит инвалидизация эмоций.
За этим словом скрывается обесценивание, отвержение, по своей сути это диффамация. Значимые люди отвергают личный эмоциональный опыт ребенка. Ему приходится выучить вторичные эмоции. Они уже не работают так хорошо на благополучие человека, как его базовые эмоции, но для общества они более уместны.
Ради «правильной картинки» оно готово обрекать человека на невыносимые душевные муки.
Например, ребенок злится, а мама говорит ему:
Злиться нельзя! Как тебе не стыдно? Надо быть добрым!
Если ребенок не покажет эмоции, которые больше нравятся маме, он подвергнется игнорированию, осуждению, осмеянию или даже лишению любви.
Правда, все же есть ситуации, в которых общество допускает выражение неприемлемых эмоций. Но и там они должны быть определенными. На похоронах можно выражать безмерную печаль, это приемлемо. Но другие эмоции снова под запретом.
Почему ты такой равнодушный! Сердца у тебя нет, ведь человек умер!
И не важно, что это был совершенно чужой ребенку человек. А радоваться и безудержно веселиться в новый год, как по команде - нормально. А в другие дни - не очень.
Ребенок учится подавлять свои эмоции, бороться с ними, изменять их и заменять. Но, что интересно, если он попробует повлиять на эмоции своего окружения, попросить, например, быть взрослых мягче, они останутся глухи к его мольбам. Только они имеют право воздействовать на него, деформировать его.
Инвалидизирующее окружение обращает внимание на истинные эмоции человека, только когда он уже
Но и в такие моменты велик шанс, что найдутся те, кто лучше знает, что такому человеку чувствовать. Например:
Как ты можешь так расстраивать свою мать! Она столько для тебя делает!
Так развивается гипер-реакция на ситуации. Инвалидизированный в эмоциях человек реагирует на многие вещи в жизни чрезмерно, неадекватно. Окружающие, выросшие в более принимающей и любящей среде, считают его странным.
Человек с извращённым окружением эмоциями не понимает, что чувствует. Он не может опираться на свои эмоции. Он живёт, словно подвешенный в бесконечной пугающей пустоте.
Когда его границы нарушают, он не знает, что злиться - это естественно. Он позволяет нарушать их снова и снова, пока дело не дойдет до крайности. Если ему что-то нравится, он не тянется к этому, как более здоровые люди. Он это игнорирует. И живёт с чувством бесконечной тоски.
Человек не умеет управлять своими эмоциями, различать, какой они интенсивности, насколько уместно их выражать и каким именно образом. Он не знает, как лучше реагировать и поступать.
Благодаря этому формируется страх собственных эмоций. Под его воздействием человек начинает их подавлять. Он словно наступает на шланг с сильным напором воды.
Понятное дело, эмоции накапливаются.
Когда пик нервного напряжения достигнут, происходит эмоциональный взрыв. Незначительная ситуация вызывает сильнейшую реакцию. В глазах окружающих человек выглядит неуравновешенным, слишком ранимым, вспыльчивым, чудаковатым, его могут избегать. Зато он находит общий язык с теми, кто тоже подвергся инвалидизации.
Круг замыкается.
Человек не может доверять своим эмоциям. Он считает их врагами, причиной всех своих бед, а его у них много. Чтобы иметь хоть какой-то ориентир в ситуации, человек привыкает опираться на мнение окружающих, на их эмоциональное состояние. Следование за чужими эмоциями и мнениями заводит человека в жизненный тупик, он живёт чужой жизнью и страдает от этого.
Извращение эмоций всегда происходит после одобрения или неодобрения родителей. Нет места принятию и пониманию. Только оценки и следующие за ними последствия - санкции и награды.
Например, ребенок злится.
И получает от родителей неодобрение за это. Для него жизненно важно, чтобы взрослые одобряли его поведение. К злости добавляется стыд или вина. Так происходит много раз. В итоге в любой момент, когда этот ребенок разозлится, он мгновенно почувствует стыд за свою злость. И вместо защиты будет искать одобрения, возможно, у тех, от кого должен был защищаться.
Базовые эмоции у эмоционально инвалидизированного человека часто сопровождаются страхом. Если его родители проявляли запрет на какие-либо эмоции, ребенок будет их бояться в себе.
При инвалидизации одни эмоции могут переразвиваться, а другие быть недоразвитыми. Если родители осуждали одну эмоцию и приветствовали другую, ребенок учился чаще проявлять одобряемую эмоцию.
Люди с переразвитыми эмоциями именно так и живут: у них есть одна или несколько универсальных эмоций - и они пытаются применить их ко всем ситуациям.
Эти люди бесконечно напряжены и глубоко несчастны, но зато выглядят правильными в глазах своих родителей: хорошая девочка, которая всем помогает и никогда не злится (рабочая лошадка для всех, кому не лень повесить на нее свои заботы), милый скромный мальчик, который никогда не шалит (безынициативный, апатичный изгой, неприспособленный к реальной жизни).
Когда-то для общества была полезна инвалидизации эмоций. Она делала людей более сплоченными - правильные эмоции были одни на всех, неправильные - тоже. В сложные и опасные для человека времена он мог игнорировать свои истинные эмоции ради выживания. Например, когда все должны были восхищаться правителем-тираном, иначе грозила смертная казнь.
Но в современных, более безопасных реалиях такая стратегия уже не является верной и хоть сколько-нибудь полезной. Человек современный может позволить себе недоступную его родителям роскошь - прислушаться к своим истинным эмоциям, довериться им и начать движение к своей настоящей жизни.
Истинные эмоции, в отличие от вторичных, не требуют любви, если ее нет - человек просто не будет заниматься тем, что ему не по душе, и не будет добр с теми, кто его не ценит. Истинные эмоции не заставят жертвовать своим внутренним пространством в угоду чужому ненасытному эгоизму.
Истинные эмоции не создадут в защите человека множество брешей, через которые будет утекать его энергия. Истинные эмоции не будут швырять в водовороты проблем и личных трагедий.
Они наполнят человека силами, потому что подскажут, что даёт ресурсы и возможности, а что отбирает - от чего бежать и к чему. Они покажут, где человеку будет приятнее, легче и удобнее всего быть, где он сможет наилучшим образом проявить себя и развиться.
И тогда его жизнь станет более расслабленной, она будет протекать естественно, без сумасшедших взлетов и падений, без "неожиданных" взрывов и трагично глупых поступков.
Естественные эмоции делают жизнь понятной, логичной, более предсказуемой и управляемой. А значит, счастье перестает быть детской наивной сказкой. Оно становится реально достижимой вершиной.
Природа сделала шедевральный презент человечеству - подарив ему широкий спектр чувств, эмоций и переживаний - только вот не все готовы, в силу разных причин, распаковать этот подарок и воспользоваться его дарами.
Но есть и хорошая новость - человек обучаем,
и он в любой момент может начать исследование своего внутреннего мира,
приближаясь к умению видеть и управлять своими базовыми эмоциями.
Вы можете начать своё путешествии в мир эмоций
вместе с моим курсом "Эмоциональная Гигиена"