- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Что такое близость и откуда она берется?
Есть мнение, что природой (или Богом) это состояние дается женщине по умолчанию. У женщин в период беременности и после родов происходит огромная перестройка организма на биохимическом уровне, направленная на то, чтобы воспринимать чувства своего ребенка, как свои. Огромная и сложная фабрика гормонов, нейромедиаторов и прочего необходимого для этого состояния работает без выходных. Поэтому близость с потомством уже заложена в нас природой. У мужчин тоже, кстати, эта фабрика есть, но в силу того, что это востребовано меньше, она в спящем состоянии.
Почему же некоторые мамы жалуются на то, что у них нет близости с ребенком, что они скорее предпочтут посидеть в соцсетях, чем поиграть с ним, что они не понимают, что ему надо или почему он плачет?
Что же оказывается сильнее этого природного механизма?
Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Часто психологи советуют развивать навык близости. Но если делать только какие-то упражнения на развитие этого навыка, например, 3 минуты в день отдавать все внимание ребенку, не углубляясь в причины отсутствия этого навыка, то и результат будет поверхностным и недолгим.
Но кому-то и его будет достаточно, все зависит от целей человека - нужна ли ему вообще эта близость, или так принято в социуме, этого ждут от него близкие. Для кого-то видимость близости будет важнее ее самой. Можно часами сидеть с ребенком, потому что так надо, так сказал психолог, но быть при этом эмоционально холодным, как и в эти рекомендованные 3 минуты. Ситуацию глобально это не изменит.
Как правило, отсутствие близости со своим ребенком говорит об отсутствии ее со своим внутренним ребенком, и вот тут надо искать причину и прилагать усилия.
Джеймс Холлис в своей книге "Грезы об Эдем. В поисках доброго волшебника" писал:
невозможно достичь более высокого уровня отношений с Другим, чем уровень отношений с самим собой.
Отсутствие близости со своим внутренним ребёнком говорит о наличии детской травмы (травм), в результате которой произошла адаптация к жизни, блокирующая энергию любви и творчества, всего того, что связывают с проявлениями нашего внутреннего ребенка.
Иногда эта травма передается от родителей. О механизме трансгенерационной передачи травм от предков потомкам есть прекрасная книга Анн Анселин Шутценбергер «Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы». Рекомендую к прочтению всем интересующимся данным вопросом. Исследования в области нейронауки сейчас подтверждают тот факт, что дети и даже внуки людей, переживших лагеря уничтожения, страдают от ПТСР, хотя живут в безопасности.
Кроме таких травм есть еще травмы развития. Процесс взросления без травм пройти, наверное, никому не удаётся, поэтому мы все травматики с разной степенью травмированности и способами адаптации к жизни. Некоторые способы стали уже несущей конструкцией, нашим вторым Я. Чем более ригидна эта конструкция, тем тяжелее обходится её поддержание для психики и самого человека и его близких. Потому что все, что в эту конструкцию не входит, проецируется на того, кто рядом, и очень часто на ребенка.
Согласитесь, что никто так не выводит из себя, как свои дети. А причина проста, они несут нашу Тень. Все то, что нас бесит, раздражает - это она, наша Тень. И здесь еще одна точка приложения усилий и точка нашего роста.
Итак,
способности чувствовать близость с ребенком препятствуют собственные травмы. И это зачастую оказывается сильнее заложенного природой механизма. Если это плохая новость для вас, то хорошая новость тоже есть - с этим работают в психотерапии и довольно успешно.
Это долгая, зачастую болезненная работа по преодолению последствий травм, но она стоит того, чтобы чувствовать близость и радость от общения со своим ребенком.