- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Как Вы думаете, чем занимается детский психотерапевт и что можно делать с ребенком в процессе терапии?
Для многих родителей этот вопрос является загадкой...
Большинство знает о взрослых способах контакта в терапии, в первую очередь о беседе.
Беседа с ребенком:
И что тогда с ним делать?
А делать можно многое. Например, с ребенком можно играть.
Способность играть - это способность символизировать.
Если у ребенка не развита эта естественная способность, значит, что-то этому мешало.
Я как-то сидела со своей внучатой племянницей 5 лет и наблюдала, как она играет в куклы. Вернее, она мне показывала, как все ее куклы-детки, а было их примерно восемь-десять, рассказывают стихи и читают книжку для мамы. Мамой, конечно же, была она, кого-то ругала, кого-то хвалила. Я почувствовала тогда очень остро, как важно ребенку играть. В игре проживаются многие чувства, важные для ребенка.
По мнению Дональда Винникота,
способность к игре – основное качество терапевта.
Детский психотерапевт балансирует на тонкой грани между своей детскостью с её верой в чудеса, способностью удивляться, увлекаться, и самое главное, играть, с одной стороны - и взрослостью, с другой стороны, с её способностью выдерживать и контейнировать чувства другого человека, в том числе и тяжелые, такие, как горевание. Он и взрослый, и ребенок одновременно.
Многие думают, что у ребенка, если родители им занимаются, развивают, водят в разные кружки, заботятся, обеспечивают его базовые потребности, не может быть тяжелых переживаний. Ведь его любят, часто жертвуя общением с ребенком ради того, чтобы «дать ему самое лучшее». Поэтому плаксивость, раздражительность и другие проявления ребенком своих чувств часто не принимаются родителями и воспринимаются как капризы.
Само это слово «каприз» характерно для описания именно ребенка. «Ведет себя, как капризный ребенок» - вслушайтесь в это расхожее выражение, сколько в нем неприятия чужих чувств.
Дорогие мамы и папы, хочу вам сказать о важном.
Любая перемена в жизни ребенка – это потеря. Жизнь ребенка полна его детских, но от этого не менее тяжелых, потерь. От потери лучшего друга по детскому саду из-за переезда в новый район до потери игрушки, от потери одного из родителей при разводе до смерти домашнего питомца.
Если не давать ему проживать эти потери и его детское горе, то непрожитые чувства образуют комплексы, которые еще называют травмами и которые мешают ребенку дальше развиваться гармонично. Поэтому в терапии, как и взрослые, дети через игру проживают свои непрожитые потери.
Многие родители понимают, что проблемы у ребенка возникают не на пустом месте, они связаны с обстановкой, в которой он растет, с отношениями в семье между родителями, с отношением родителей к ребенку, с отношение сестер/братьев к ребенку.
И если у ребенка возникают проблемы, хорошим решением было бы обратиться к семейному психологу или пойти на личную терапию или консультацию родителям. Многие так и делают, и они правы. Но дело в том, что если проблемы в семейной системе существуют и они отражаются на ребенке, то, возможно, родителям потребуется достаточно долгое время, чтобы найти причины и что-то с ними сделать самим.
А кто поможет в это время ребенку?
Вот это и призван сделать детский психотерапевт.
Это одна из причин, по которой детей приводят к детскому психотерапевту.
И она не самая частая.
Гораздо чаще встречаются такие причины, как проблемы с адаптацией в коллективе (саду, школе), разные психосоматические проявления, «он не такой, как все», «он не такой, как я в его возрасте», «сделайте так, чтобы он не…», «он не послушный и не управляемый».
Последние четыре фразы в кавычках говорят о том, что помощь нужна и родителям, так как они не справляются со своей тревогой и не берут на себя ответственность за своего ребенка. Большой удачей считаю, если удается убедить, например, такую маму самой обратиться к психологу. Но беда в том, что в нашем менталитете считается стыдным обращаться за помощью к психологу самому. Это требует времени и денег, тратить их на себя большинство не готовы, а на ребенка готовы. «Дети - наше все» - такой девиз многих мам, которые не живут свою жизнь.
Часто к психологу мамы приводят детей, а помощь нужна им самим.
Это грустно видеть.
Но даже в таком случае это лучше, чем ничего. Ребенку, маме которого самой не легко (она в тревоге, депрессии, может быть, переживает трудный период, развод, потерю, не справляется с ответственностью и т. д.), приходится брать на себя взрослую роль, быть в какой-то мере мамой своей маме. И я в данном случае частично освобождаю его от этой роли в своем кабинете, даю ему новый опыт отношений, новый опыт принятия.
Ему не надо быть со мной взрослым. Можно быть ребенком - играть, рисовать, жаловаться, плакать, смеяться, ругаться и быть принятым и не отвергнутым во всем этом.
Много уже написано о принятии. «Я принимаю тебя» означает, что я вижу тебя таким, какой ты есть, я вижу, что с тобой происходит, вижу, что сейчас это так, у меня нет отторжения ко всему происходящему. Это самое сложное в принципе в любых отношениях, не только с детьми.
Даже за один час можно почувствовать, какой эффект дает совместная игра, заинтересованное внимание, присутствие и принятие. Глаза горят, ребенок хочет возвращаться снова.
Это далеко не исчерпывающий список того, чем занимаются детские психотерапевты.