- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
...о котором все говорят, но его мало кто слышит.
Представим, что вы решили обратиться к психологу, и в итоге первичной консультации психолог убедил вас в том, что для решения проблемы необходимо пройти курс психотерапии.
Вы согласились. И вы, что называется… «попали».
Сейчас я объясню, почему можно легко «попасть».
Если вы решились пройти курс психотерапии, вам предстоит сделать одну важную вещь, без нее ничего не получится. Я называю это главным секретом успешной психотерапии. А сможете вы сделать ЭТО или нет - вопрос неоднозначный. Поэтому ваши ожидания на психотерапию могут не оправдаться, и вы будете сильно разочарованы.
В этой статье я постараюсь объяснить, в чем этот главный секрет успешной психотерапии (в том числе на примерах) и что вам нужно сделать, чтобы психотерапия была успешной.
Вспоминается случай - пришли муж с женой на консультацию. Точнее, муж привел жену к психологу, чтобы психолог «жене мозги поставил на место». Потому что с ней жить стало просто невозможно.
- Истерит по любому поводу, проявляет агрессию. Я ничего такого не делаю, чтобы жена так остро реагировала.
Задаю себе вопрос-
почему же жена себя так ведет?
Потому, что она уже почти шесть лет находится в декретном отпуске. Родила одного ребенка, затем второго. Засиделась дома. Женщина современная, деятельная. Желает быть среди людей, чем-то заниматься, самостоятельно зарабатывать. Склона к предпринимательской деятельности. И тут такой «застой».
А муж живет, как ему удобно. Как раз занимается предпринимательской деятельностью. Когда захотел - ушел, когда захотел - пришел. В том числе и поздно ночью. А сам такой симпатичный, молодой, но уже лысый. Явно тестостерона через край. А с женой секса почти нет.
Я настоял на семейной психотерапии. Но уже на второй сеанс жена пришла одна. Разговор с мужем на эту тему привел к его твердому отказу: у меня нет проблем, пусть ходит сама – лечит свой невроз.
У меня выбора не оставалось, хотя, как говорится, выбор всегда есть.
Женщина согласилась на индивидуальную психотерапию.
В процессе терапии ей было объяснено, что в этой ситуации она страдает, находясь в позиции жертвы. И пока она не выйдет из этой позиции, в ее жизни ничего не изменится. У нее страх того, что, если она начнет делать то, что желает, мужу это не понравится. Он ее бросит с двумя детьми, и она останется без средств к существованию. Было выявлено несколько иррациональных убеждений, которые «загоняют» ее в позицию жертвы. Но попытки изменить эти убеждения не заканчивались успехом. Очень сильно всему мешало ее «чувство несправедливости».
- Муж живет так, как он хочет. А я тоже так хочу, но вынуждена сидеть дома. Сейчас он в этот момент делает то, что хочет, а я сижу здесь у вас на терапии и должна еще работать над собой - менять свои убеждения. Не кажется ли вам, что это слишком?
На следующую встречу она не пришла.
Терапия осталась незавершенной.
Прошел один год. И однажды на улице я встретил свою бывшую клиентку. Она была в хорошем настроении, выглядела хорошо, и рядом с ней был симпатичный молодой человек.
- Как дела? - поинтересовался я.
- У меня все хорошо. Я открыла свой бизнес. Рядом со мной мой помощник. Живу так, как я хочу. Муж меня больше не раздражает.
- Как же тебе удалось все это?
- Я просто поняла, что вы мне не поможете. И мне нужно самой взять и сделать то, что я хочу. И вот я взяла и сделала. Было трудно. Но по-старому жить я уже больше не хотела.
А вот еще один пример.
Клиент (назовем его Андрей, разрешение клиента на публикацию этого случая получено) говорит на первичной консультации о том, что у него старая и сильная зависимость. Что он готов с ней расстаться. И что меня ему порекомендовали (то есть изначально у клиента есть доверие к психотерапевту).
Выходим на запрос.
Разделяем ответственность.
Оговариваем условия. Андрею разъясняется, что результат – освобождение от зависимости - напрямую зависит от объема его усилий. Но в момент решения вопроса об оплате у него начинаются колебания.
Делаю хорошую скидку, и тогда он соглашается.
Заключаем договор в письменной форме.
Начинается работа.
После 2 первых сеансов Андрей говорит о том, что жить ему стало легче. С самим зависимым поведением он не расстался, но поменял отношение к своей зависимости.
Продолжаем терапию.
Приходим к необходимости принятия ответственности за результат терапии и вообще за все, что с ним происходит. Андрей получает соответствующие задания. Работает над ними.
Но далее… вот и «первая ласточка»
- Мы уже с вами прошли половину курса, а я продолжаю оставаться зависимым.
Андрей в открытую выражает недовольство терапией.
Продолжаю делать свое дело.
Нет, не подумайте, что не знаю, что делать, а Андрей делает не то, что надо. Он работает, но растет, можно сказать, вширь. До конца курса терапии остается три сессии.
На этой встрече говорю о том, что эта встреча предпоследняя (ошибаюсь, хотя остается еще две, кроме этой). И поэтому настало время прекратить свои зависимые действия. И на заключительной встрече будем подводить итоги.
Все так и делаем.
На «последней» встрече туманно намекаю, что, возможно, еще встретимся.
Через несколько дней Андрей, обнаруживает, что осталась еще одна сессия. Я соглашаюсь. Через две недели мы встречаемся.
На последней встрече клиент рассказал о том, что за две недели, пока мы не виделись, у него произошел один раз срыв, так как имел место быть сильнодействующий провоцирующий фактор. После чего он опять смог прекратить свои зависимые действия. И что он много чего осознал за это время.
Поговорив и выяснив, что он осознал, я понимаю - он, наконец, пришел к осознанию главного секрета успешной психотерапии. Но не может его выразить точно.
И что настало время озвучить ему главный секрет успешной психотерапии, что я, собственно говоря, и сделал.
В ответ на это он произнес:
- Да, два дня назад я сам это, наконец, понял.
И только после этого у нас началась глубокая и эффективная терапия зависимости.
Уважаемый читатель, а вы, прочитав эти два примера, догадались – что понял клиент в «конце» курса терапии и что представляет собой главный секрет успешной психотерапии?
Эти два случая практики разделяют десять лет.
И если десять лет назад я знал об этом секрете, но я его сам «не слышал», то теперь я веду своего клиента к осознанию этого главного секрета успешной терапии так, чтобы он успел им воспользоваться и получить результат. Иногда это случается в начале терапии, иногда в середине, иногда в конце. Иногда - никогда.
Так знаете, что предстоит вам как клиенту сделать в психотерапии?
Вам предстоит сделать то, без чего ничего не получится.
Вам предстоит… вам предстоит решить свою проблему!
Всего пять слов, но все они ключевые! Запомните их навсегда. Вы можете прочитать сотни томов о том, что определяет успех психотерапии, но не найдете более важного секрета.
К глубокому сожалению, пока еще большинство клиентов приходят на терапию с исходной установкой, что психолог поможет. Причем это "поможет" = психолог сам решит мою проблему. Характерный ответ при формировании клиентского запроса на вопрос - что вы хотите, чтобы я для вас сделал, звучит в этом случае так: я же не знаю, что вы можете?!
Главное, в чем может вам помочь психолог -
убедить вас в том, что вам предстоит решить свою проблему.
Успеете вы до конца терапии, проходящей в фоновом режиме, постичь эту истину - психотерапия будет успешной. Из этого фона вы сможете вытащить необходимые фигуры, которые ускорят результат, которые сделают процесс приятнее и эффективнее.
Запомните:
никто никогда за вас вашу проблему не решит.
Потому что ваша проблема – это обратная связь от окружающего мира, в котором вы живете, являясь его частью. Все, что случается, не случайно. И проблема ваша – это симптом, который говорит о том, что у вас есть более глубокая проблема и вам нужно самому дойти до того, чтобы понять, наконец, что породило вашу текущую проблему, и что и как делать в дальнейшем, чтобы этого больше не случилось. Понять, в чем истинные корни всех ваших проблем.
Ваша проблема – это ваша жизнь, и никто вашу жизнь за вас не проживет. Ваша проблема - это самоисцеляющийся симптом, и поэтому вам надо завершить этот процесс самоисцеления, разобравшись в самой сути происходящего.
И если вы пришли на терапию одержимые тем, чтобы самому решить свою проблему, тогда и терапия идет, как по маслу. И вы способны делать даже больше, чем вам предлагает психотерапевт - проявлять инициативу и самостоятельность в работе над собой (вам же нужно). И вы, может быть, даже сможете увидеть, в чем психотерапевт не совершенен, и заодно отзеркалите его (нет людей на 100% совершенных, а психотерапевт будет вам только признателен).
Все выглядит вроде бы понятно. Терапевт вначале обязательно озвучит вопрос разделения ответственности за результаты терапии. Клиент согласится. Но чаще всего согласие клиента ничего не значит. И если терапевт вначале заявит, что клиенту предстоит решить свою проблему самому, клиент, скорее всего, не примет такие условия и уйдет - зачем тогда мне нужен терапевт?
Поэтому терапевт не скажет в самом начале это. И это будет своего рода "сговор". Клиент думает, что терапевт решит проблему клиента - а терапевт знает, что решить эту проблему придется клиенту, но молчит об этом. Беда еще в том, что иногда терапевт и правда думает, что он действительно поможет решить проблему клиента. Последствия такого "сговора" очевидны - отсутствие надлежащего результата.
Не думайте, что все так просто. Терапевт заинтересован молчать. У него бывает масса причин вести себя так. Одной из них является вера в свой профессионализм и опыт: "Ну, не таких терапевтировали, справлюсь и с этим". Опыт терапевта здесь плохая штука. Перед вами ваш новый клиент, и это совершенно новая многомерная вселенная с именем система "Человек".
Надежда на эффективность метода, которым я владею, здесь может сыграть злую шутку, как это было у меня в первом примере. Я только что сертифицировался в школе когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), и мне казалось, что КПТ решит любую проблему клиента.
Биографы и историки психологии, исследуя профессиональную деятельность Зигмунда Фрейда, пришли к выводу, что у величайшего психолога всех времен и народов (и это так и есть на самом деле, З.Фрейд входит в рейтинг пяти самых знаменитых психологов) всего 4 случая успешной психотерапии с помощью разработанного им психоанализа.
Или вот еще пример, о котором рассказал Джорджио Нардонэ. Когда он был начинающим психотерапевтом, к нему на прием пришел мужчина в возрасте и рассказал о своей жуткой депрессии. Джорджио реально не знал, что ему делать в этой ситуации и как помочь человеку. Он честно признался в том, что не сможет ему помочь.
Мужчина ушел. По каким-то причинам (не помню, каким) он ошибочно считал, что он пришел к опытному психотерапевту. И решил, если и он не может ему помочь, то ему ничего не остается, как пойти и лечь на рельсы, и дождаться поезда.
Так он и поступил. Он лежал на рельсах. Приняв решение расстаться с жизнью, он запустил очень интересный процесс. И когда он услышал стук колес приближающего поезда, от его многолетней депрессии не осталось и следа. Он с радостью подскочил с железнодорожного пути и побежал жить новой жизнью.
Работа психотерапевта - это тонкая грань, которая ведет клиента к осознанию того, что ему самому придется решить свою проблему. При этом психотерапевтический контакт должен поддерживаться на должном уровне.
Клиент должен верить в то, что психотерапевт ему поможет.
И в тоже время клиент сам должен решить свою проблему.
Психотерапевт много чего знает и понимает в проблемах, с которыми он работает.
Но это не значит, что его опытом может воспользоваться клиент.
И чтобы воспользоваться этим опытом, клиенту нужно захотеть самому решить свою проблему. И не просто захотеть, а начать ее решать. Разбираться в своей проблеме, понимать, осознавать, в конце концов получить новое мотивирующее знание.
Одним словом, учиться.
А учиться, как известно, лучше всего с хорошим учителем.
И какой путь решения собственной проблемы выберете вы - с психотерапевтом или самостоятельно, решение за вами - суть не меняется: вам предстоит решить свою проблему!