Большое нервное ожирение

main_img

- Это было страшное предательство для меня. Я просто не могла поверить, что подруга на такое способна... Хотя я делала основную часть работы, всё организовывала, она решила, что имеет право. Я даже не могла судиться с ней... Просто не было сил, мне было всё равно - рассказывала Алёна свою историю.

Она в свои 46 лет пережила развод, неудачные отношения со второй своей любовью и рассказывала о том времени, когда набрала почти весь свой вес - а это более 140 кг. Это было фиаско её бизнеса, в котором она понесла огромные убытки и долги из-за действий подруги, которая была её партнёром, забравшей деньги себе.

- Вы говорите так, как будто скрывали эти переживания тогда и продолжаете их скрывать даже сейчас, не допуская эмоции - сказал я.

- Но, а как же? - вдруг заплакала она. - Я иначе не могу!

- Так было.

- Вот оно всё и перешло в жир! Я не понимаю, но так и вышло, - сквозь слёзы добавила Алёна.

Я представляю вам наиболее драматичный вид лишнего веса, его историю, причины, понимание. Ознакомлю с основами для победы над ним, но только в конце.

Жир подкожный и внутренний простирается на многие сантиметры. Руки, шея, плечи, спина, грудь, живот, бока, бёдра, ягодицы, даже голени. Стройное, крепкое тело скрыто в нём, как в глубоководном скафандре. Складок не много - жир растягивает их, создавая из нескольких одну большую. Правда, и морщин не видно - трудно понять истинный возраст. Короткая стрижка - по разным причинам, но так почти у всех.

И нелегко найти те места на теле, которые бы не были заполонёны насыщенными адипоцитами. Глаза, губы, кончики пальцев и голеностопные суставы, ступни - вот те участки, где большое нервное ожирение не оставляет своих отпечатков.

От такого человека всегда веет внутренней силой, необычайной жизнестойкостью. Этот человек часто настолько добр к другим, насколько строг к себе. Часто выручает того, от кого остальные уже давно устали, и, как большое дерево, под своими ветвями даёт приют людям, птицам, зверям от палящего солнца и от проливного дождя.

Это врач, которая весь день ведёт приём и продолжает переживать за каждого пациента, когда все его стройные коллеги уже эмоционально выгорели и открыто говорят: "Да плюнь ты на этих бестолочей".

Это предприниматель, для которого работники, как родные, и потому ему их так трудно увольнять, даже когда те откровенно халтурят и пытаются подставить.

Это учитель русского языка, которая перед детьми старается держать строгий вид. А в душе их так любит, что на выпускном, первая начала плакать.

Это мать взрослого сына, который уж давно живёт отдельно и имеет больше денег. Но она до сих пор стесняется получать от него дорогие подарки, боится быть ему обузой.

В жизненной истории 95% людей с большим нервным ожирением есть потрясение, которое они никому бы не пожелали пережить.

  • Родственная обида.
  • Развод, измена, измены.
  • Преступление, наркомания близкого.
  • Физическая травма, инвалидность.
  • Предательство.
  • Смерть, смертельная болезнь близкого.
  • Разорение.
  • Критическая угроза своей жизни.

Но в отличие от других, чьи сердца грубели и ожесточались после травмирующего жизненного опыта, этот человек сохранил и доверчивость, и нежность, и теплоту внутри. Мягкосердечен, потому что удалось получить скафандр, под которым стало возможно сохранить свою человеческую отзывчивость. Несмотря на то, что сам-то он свой скафандр трижды ненавидит!

А что? Купите 160 пачечек маргарина и облейтесь ими со всех сторон. И я посмотрю, как Вы будете планочку делать, утреннюю пробежку, какая у Вас сила воли будет и как Вы посидите на 700 килокалорий в сутки. Будете показывать мне героя и молодца и говорить, что похудеть - раз плюнуть, просто рот заклеить! Можете заклеить себе рот, только ночью маргаринчик не снимайте - спите тоже с ним.

Механизм нейрогуморальной регуляции при таком ожирении обычно таков:

  1. Человек не склонен "нагружать других своими проблемами", делиться печалью. Вследствие этого целебный потенциал окситоцина (его ещё зовут "гормон общения") не используется в случае сильнейших переживаний. Человек безоружен перед лицом потенциального шока.
  2. Наступает День Д, и сильнейшее переживание превращается в дистресс, неумолимо угнетающий восстановительные функции нервной системы. Реакции надпочечников в виде кортизола и адреналина в течение долгого времени (например, несколько суток) не "компенсируются" и по цепной реакции вызывают сбой тириотропного гормона, эстрогена и пролактина - тот в свою очередь связан с дофамином, угнетение которого в неразделённом стрессе вызывает сбой эндокринной регуляции почти по "всем фронтам".
  3. Уже не важно, что было дальше - начавшееся переедание или сильный отёк (следствие минералокортикоидного действия кортикостероидов, выводящих калий и задерживающих натрий). Факт налицо. Ожирение происходит быстро, тотально. При таком гормональном сдвиге почти всё, что угодно, кроме изолята протеина и клетчатки, может перекачиваться в жир.
    "Я плохо помню себя в то время. Мне было не до килограммов".
  4. Психотравма может быть мысленно связана с моментом начала увеличения веса. Тогда зачастую есть полуосознаваемый страх перед похудением.
    "На самом деле, я, наверное, боюсь стать снова нормальной по весу. Это вернёт меня в то время, в ту себя. Я не хочу это вспоминать, снова стать такой, какой я была до гибели мужа. Не верю, что могу стать прежней".
  5. Душа, однажды почувствовавшая "волшебную силу" аппетита, уже не готова смотреть на еду спокойным взглядом.

Суть большого нервного ожирения не в самой реакции на острый дистресс.
Она в том, что внутри произошёл военный переворот и сменилась власть.

Представьте:
Есть государство, в нём демократическая власть, она лояльна к плюрализму мнений и настаивает на многосторонних внутренних диалогах. Юридическая система работает, и наказания в пределах гуманности. Но есть один политик, бывший генерал. Он на митингах орёт и всех призывает бороться за справедливость (чем бы это ни было). Его главное обещание: "стабильность, стабильность и трижды стабильность!".

Но его не особо слушают, потому что считают солдафоном и не хотят променять своё развитие на его стабильность.

Но беда... начинается война, демократы со своими дебатами не могут быстро принимать решения и не выдерживают напряжения. Тогда неожиданными и быстрыми актами этот милитарист прорывается к власти, и демократы вяло бормочут что-то, но "умываются". В войне начинаются успехи, и народ боготворит генерала, осыпает цветами.

Война закончилась, и наступило мирное время. Генерал обещал сложить свои полномочия и вернуть страну к демократии вместо авторитарного режима. Но всё как-то не до того. Уж больно хорошо и "стабильно" пригрелась его тугая военная попа на императорском троне.

Теперь раскроем карты.
Имя военачальника - Пищевой Аппетит.
Государство - Внутренний Мир.
Народ - это наши ипостаси во всём разнообразии.

Захватив власть в трудное время, он спас, но теперь не готов вернуть вам плюрализм удовольствий и твердит: "Стабильность, стабильность и трижды стабильность! Просто поешь вкусненького и не морочь себе голову!".

Демократия обрушается в часы, а строится десятилетиями.

Что нужно, чтобы снизить такой вес и вернуться к нормальной массе тела?

Ведь прошлое не вернуть, и травму уже не отменишь.
Нам придётся сделать следующие шаги (и, возможно, ими не ограничиться):

  1. Включаем окситоцин.
    Важно научиться обсуждать свои трудности, делиться проблемами, доверять (но не безрассудно). Это также помогает осваивать словарь эмоций или, как сейчас модно называть, эмоциональный интеллект. Дать активированному окситоцину на пару с серотонином отрегулировать, насколько возможно, гормоны, более непосредственно влияющие на анаболизм липидов. Общение его активизирует.
  2. Активно тренироваться в различных способах получать удовольствие, самостоятельно и совместно. Увлекаться, загораться интересом, любопытствовать - если не получается, всё равно делайте. Не верите мне, что это необходимо для победы над таким весом? Посмотрим, как Вы заговорите через 7 лет, припоминая этот абзац (демонический смех).
  3. Постепенно (не резко) переходить на всё более и более здоровое питание. Очень важно чаще использовать растительные белки и более щадящие - рыба, яйца, морепродукты. Поскольку при тотальном лишнем весе надо справиться с перегрузкой сосудов, суставов, иммунной системы (если интересно, объясню, почему). Резко нам совершенно не нужно. Глупее не придумаешь, чем создавать новую травму через жёсткую попытку похудеть!
  4. Отталкиваться от стабильности в нестабильность. Один из важнейших критериев психического благополучия - способность переносить неопределённость. Некоторые специалисты считают его ключевым признаком здоровья. У стабильности есть своя тёмная сторона - это болото нашей жизни. Так что важно учиться переживать и быть счастливыми в нестабильности.

Если Вы узнали своего знакомого в образе человека с большим нервным ожирением, Вы можете деликатно поделиться статьёй. Надеюсь, это поможет не "наступить на грабли".

Курс ОГСВ (снижение веса в группе) я провожу ежемесячно. Если хотите снизить лишний вес, обратившись ко мне, то запись идёт через предварительное собеседование.

Для человека с подобным типом лишнего веса более рекомендую индивидуальный курс по понятным, для читавшего статью, причинам.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ