- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
В предыдущих статьях данной рубрики
мною была рассмотрена история провала нескольких любовных отношений
у одной из моих клиенток, девушки по имени Маша.
В процессе работы было выявлено, что повторяющиеся ошибки в отношениях были вызваны тем, что она была подвержена влиянию сценарной игры, которую мы назвали «игрой в войну и примирение».
В этой статье будут рассмотрены некоторые приемы и методы, которые позволили нам выявить в душе Маши это «вредоносную программу».
Достаточно часто к психологу обращаются люди, которые заметили, что они совершают по жизни какие-то однотипные ошибки. Рассматривается случай, когда девушка обратила внимание на то, что несколько важных для нее отношений закончились разрывом. И логика развитий этих отношений в обоих случаях была похожей.
Маша понимала, что в этих неудачах явно присутствуют именно ее ошибки, но не могла понять, что именно с нею не так или что именно она делает не так. Для сокращения времени поиска причин «душевных неполадок» иногда стоит использовать различные методики, позволяющие сузить территорию поиска, то есть определить временной период, в котором произошло событие, приведшее к появлению травмы или проблемы.
Методика «Индивидуальная жизненная траектория» позволяет выявить те «сенситивные периоды» в жизненной истории человека, в которых могли произойти важные для нас события.
Вкратце эту методику можно описать так:
человека просят разделить свою жизнь на отдельные периоды и выявить в своей истории «переломные моменты». Это могут быть различные «судьбоносные события» и «судьбоносные встречи», которые оказали сильное влияние на его психику и отношение к жизни. Также имеет смысл выделять как «тяжелые периоды жизни», так и «позитивные» или нейтральные.
Когда человек рассказывает о своей жизни и отвечает на определенный набор вопросов, появляется возможность заметить как повторяющиеся «узоры его судьбы», так и какие-то непонятно откуда взявшиеся новообразования. Какие-то из этих паттернов начинают коррелировать с тем запросом, с которым человек обратился к психологу.
В случае с Машей всплыла тема «измены со стороны любимых ею мужчин».
Постепенно мы вышли на историю исчезновения из ее жизни очень важного для нее человека. Машина мама после развода с ее отцом прекратила отношения со всеми его родственниками. И в их числе оказался любимый Машей дядя Юра – младший брат ее отца. Сначала Маша просто переживала сам факт того, что она не может больше общаться со своим дядей, но потом она еще случайно увидела его в торговом центре, весело болтающего с какими-то девицами – это было воспринято ею уже как измена.
При дальнейшей проработке истории Машиных отношений с братом ее отца и обсуждений ее последующих отношений с мужчинами мы заметили, что все ее молодые люди были в чем-то похожи на дядю Юру, которого можно условно назвать ее «роковым мужчиной». Данное обстоятельство позволило нам понять, по каким критериям она выбирает себе мужчин и почему ее избранники в чем-то похожи на друг друга.
Но мы все еще не могли понять, по каким причинам отношения с этими молодыми людьми приходят к разрыву.
Как уже говорилось в предыдущих статьях, в любовных отношениях люди часто впадают в состояния, которые можно было бы назвать «возрастной регресс» - проще говоря, они имеют склонность впадать в детство. Влюбленные начинают дурачиться, обращаться друг к другу, используя детские прозвища и эпитеты с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: «ты моя крошка», «мой малыш», «зайка».
Показательно, что возрастной регресс у разных пар может останавливаться на разных возрастных уровнях. Кто-то ведет себя как подросток, кто-то проваливается в детство на уровень 4-5 лет, а в некоторых случаях и до трех.
По разным приметам мы выявили, что Маша в светлые моменты отношений с ее молодым человеком проваливалась на уровень своих 5 лет (период ее общения с дядей Юрой), но когда в нее отношениях с партнером начались проблемы, она оказывалась на стадии своих 3-х лет. События именно из этого возрастного периода у нее ассоциировались с тем, что происходило в ссорах партнером. Данное наблюдение дало нам возможность предположить, что период зарождения сценарной игры, раз за разом разрывающей ее любовные отношения, стоит искать именно в этом периоде.
Проблема в том, что свои 5-6 лет люди еще помнят более-менее хорошо, а вот с более ранним возрастом часто возникают проблемы. Но как раз отсутствие каких-либо воспоминаний из определённого возрастного периода часто указывает на то, что там стоит искать корни каких-то проблем. Мы вытесняем из своего сознания то, что нам неприятно или болезненно вспоминать.
Уровень возрастного регресса Маши в ее любовных отношениях мы смогли выявить (как это чаще всего и случается) по косвенным признакам. Машин молодой человек в момент ссор обвинял ее в том же, в чем когда-то обвиняла Машу ее мама. Игорь говорил: «У меня такое ощущение, что тебе просто хочется скандала и драки!». Машина мама любила рассказывать истории о том, что в 3 года у Маши была привычка подходить с мягкой игрушкой к ней или к отцу и заявлять: «Давай подеремся». Потом Маша вспомнила, что в детстве она любила, играя мягкими игрушками, устраивать драки и примирения между Мишкой и Зайчиком.
Как уже говорилось, Машины игры в «ссоры и примирения» были вызваны ее попыткой снизить накал своих переживаний из-за ссор между мамой и папой. Дело в том, что, когда Маше было 3 года, ее мама и папа начали очень часто ссориться. В момент своих ссор они не очень следили за тем, что произносится и что слышит ребенок. Так, папа мог кричать, что «с его хватит и он больше не может жить в этом сумасшедшем доме», мама могла заявлять, что «ни меня, ни ребенка ты больше не увидишь!».
Помирить родителей Маша не могла, но когда она играла в «мишку – зайчика», то у нее была возможность по-своему завершить сцены ругани и ссор между этими персонажами. В отличие от родителей, Мишка и Зайчик в итоге мирились. Волевая установка на превращение ссоры в примирение оказалась энергетической основой для формирования в Машиной душе вполне определенной сценарной игры. Маше казалось, что для примирения со своим молодым человеком им нужно как следует поругаться, выяснить все недопонимания, а потом помириться.
Я работал с молодым человеком, который в те моменты, когда его родители ссорились, любил занимать сторону мамы. Он грозно подходил к отцу и заявлял: «Не смей обижать мою маму!». Отец в таких ситуациях растерянно замолкал и уходил в себя, а мама с театральной благодарностью прижимала малыша к себе и ласково причитала: «ты мой защитник, мой защитник».
В последствии для своих первых отношений этот человек выбрал девушку из своей студенческой группы, которая была наказана бойкотом своими подругами. Он не мог оставить в беде оскорбленного человека. В последствии оказалось, что для бойкота у подруг его избранницы были вполне резонные основания. Он понял это, когда бедная жертва в очередной раз решила отбить молодого человека у той подруги, с которой еще не успела поссориться. По иронии судьбы сценарные игры этого молодого человека были в чем-то симметричны психологическим механизмам, запускающимся в душах его избранниц. Он отбивал маму у папы, а те жертвы, которых он спасал, отбивали «отцов» (молодых людей) у матерей (подруг).
Дети могут находить себе разные стратегии преодоления напряженных и болезненных для них ситуаций. Им бывает необходимо найти себе какой-то ритуал, какое-то магическое действие, которое может изменить хотя бы на символическом уровне неподконтрольную им реальность. В качестве таких ритуалов могут выступать сценарные игры. Такие игры являются своеобразными молниеотводами для сильных энергетически заряженных эмоций, для страхов, агрессии, обид, отчаянья.
Таким образом, при попытках выявить сценарную игру стоит обращать внимание на сюжеты тех эмоционально и энергетически заряженных игр, в которые любили играть клиенты в своем детстве.
Разбор жизненно важных для человека ситуаций бывает важен не только как «инструмент диагностики» и выявления причин возникновения сценарных игр. В процессе таких разборов часто возникают различные озарения и катарсисы, но и они не являются основными достижениями данного метода. Очень важным в нем оказывается то, что в процессе таких обсуждений и разборов у человека начинает формироваться индивидуальная рефлексия и рефлексия межличностных отношений.
Рефлексия – это осознание, понимание того, что происходит в твоей душе и в психике человека, с которым ты вступаешь в отношения.
Рефлексия – это способность анализировать происходящее между двумя людьми, понимать, что движет тобой и твоим партнером. Если у человека формируются эти навыки, то постепенно он сам, уже без помощи психологов, может понимать, что творится в его отношениях.
Представление о сценариях и сценарных играх – это только один из инструментов организации рефлексии и осознания. Существует еще много других понятий, которые могут оснастить человека особой «интеллектуальной оптикой», позволяющей понимать и себя, и своих собеседников или партнеров, а также видеть, что происходит между вами и куда ведут эти отношения.
Следующим Машин избранником оказался молодой человек, который также слегка страдал инфантилизмом (любовную химию победить сложно), он также был склонен к фантазиям и воображению. Правда, содержанием его фантазии оказались уже не «волшебные миры», а по большей части залихватские коммерческие проекты и стартапы.
Различие в Машином поведении состояло в том, что она уже не пыталась ссориться со своим партнером и не устраивала скандалы ради того, чтобы «прочистить их отношения», она нашла другие способы достучаться до здравого смысла своего избранника.
Никогда нет четкой гарантии того, что в процессе работы с психологом ты выявишь все психические механизмы и комплексы, которые мешают тебе жить. Но получив опыт выявления хотя бы одного такого механизма, ты получаешь возможность самостоятельно выявлять корни своих проблем.
И кроме того, ты начинаешь замечать действия психологических механизмов и программ в психике своего партнера. Иногда в другом как раз легче рассмотреть подверженность сценарию или заметить действие какого-то психологического комплекса, чем в себе. Как говорится, в «чужом глазу соломку я вижу…». Но в целом навыки рефлексии позволяют человеку сделать общение с другими людьми более аккуратным и эффективным
Можно сказать, что именно рефлексия является «ключом» и даже «универсальной отмычкой» к отключению в душе человека действия деструктивных сценариев и сценарных игр. А формирование в коммуникативном и интеллектуальном арсенале клиента этой психологической функции – это одна из основных задач психотерапии.