Развод в любовных парах, втянутых в сценарные игры (4).

main_img

Люди, подсаженные на скандал и подверженные сценарным играм, обычно расстаются очень долго и болезненно.

  • Во-первых, «наркотическая зависимость» от скандала требует все новой и новой жертвы, зачем искать другого поставщика зелья, есть под боком уже есть привычный поставщик.
  • Во-вторых, цикличность игры предполагает не только период скандалов, но и фазу понимания и счастья: эти циклы как бы оттеняют друг друга.
  • И в-третьих, влюбленные успевают привыкнуть друг к другу, а расстаться с очень близким и дорогим человеком не так-то просто, ведь в моменты счастья и скандала перед ними открываются бездны и своей, и чужой души. К тому же, любовная химия может питаться не только энергией счастья, но и соками страдания и злости.

История развода Игоря и Маши

Мы пропустим несколько циклов раскрутки той сценарной игры, в которую оказались втянуты Игорь и Маша. Напомним только, что с каждым новым оборотом игры скандалы становятся все более и более жесткими, а влюбленные обмениваются с друг другом все более сильными обвинениями, впадают во все более и более глубокие обиды.

Сначала Маша просто обвиняла Игоря, что вместо того, чтобы вместе с ней придумывать интересные истории и строить общие планы, он распыляет свою весёлость на шутки для чужих девиц. Потом она начала его ревновать как к друзьям-мужчинам, так и к девушкам.

В какой-то момент Маша так достала Игоря своей беспричинной ревностью, что он в угаре обиды и злости, поддержанных пьяным угаром, действительно переспал с одной из своих подруг. Компания Игоря недолюбливала Машу за ее занудство и за то, что она постоянно выносит мозги их приятелю. Поэтому одна из «этих девиц» рассказала Маше по дружбе, что Игорь переспал с Кристиной и, возможно, у них тайный роман.

Реальная измена Игоря довела отношения между ним до предела. Далее пошли слезы раскаяния и клятвы верности – с одной стороны, радость прощения с другой. Идиллия обрывалась новым витком скандалов, в которых тема измены уже выполняла функцию «главного козыря» в обвинениях.

На следующем этапе в тот момент, когда оба находились в состоянии душевного и физического изнеможения, состоялась договоренность о расставании или попытке пожить порознь. Решивши расстаться, как цивилизованные люди, Игорь и Маша договорились встретиться на нейтральной территории в кафе и обсудить детали расставания.

Беседа получилась очень теплой и душевной, они достигли глубокого понимания друг друга. Поняли, что у них разные характеры и им лучше не жить вместе, а оставаться друзьями. Игорь пошел провожать Машу до дома ее родителей, переходя через лужу, Игорь подал Маше руку, срезая угол через парк, Игорь накинул на Машу свою куртку. И в итоге вечер завершился бурным сексом на жесткой и неудобной скамейке в глухом углу парка. После чего Игорь повез Машу на такси к себе домой.

В их истории было еще несколько таких радикальных расставаний. В период очередной ссоры и «реального разрыва» Игорь снова случайно встретился с Кристиной, та увезла его к себе на дачу, где Игорь провел пару счастливых и спокойных дней, без скандалов и выяснений отношений. На следующих выходных Игорь открыл Кристине двери в свою израненную душу. Та оказалась очень чуткой и понимающей. Машины вещи Игорь завез к ее родителям, когда той не было дома.

После окончательного разрыва с Игорем Маша впала в глубокую депрессию. Игорь жил, как говорят, счастливо с Кристиной в течение года. Об этом можно было судить по мажорным и жизнерадостным постам, которые Кристина выкладывала в Инстаграме. Но через год они расстались и Кристина полностью удалила своей аккаунт.

Был ли у Игоря и Маши шанс спасти свои отношения?

На данной стадии отношения бывает спасти очень трудно. И психика, и разум у обоих влюблённых оказываются предельно расшатанными, они теряют веру не только в своего партнера, но и в самих себя. Наверное, так себя чувствует наркоман, понявший, что серьезно подсел на иглу. Но только в данном случае в качестве наркотика выступает сценарная игра и зависимость от скандала, так что своих сил на спасение отношений у них уже не оказывается.

Мужчины редко обращаются за помощью к психологам. Друзья-мужчины, выслушав пару раз душераздирающие истории о семейной жизни приятеля, обычно заявляют: «да брось ты эту стерву!», а подруги начинают жалеть такого прекрасного парня, попавшего в лапы какой-то злобной сучки, и их врачевание заканчивается в постели.

Девушки значительно чаще доходят до психологов, они интуитивно не доверяют ни друзьям, ни подругам. Если психолог работает в режиме «проживания своих переживаний» и «замыкания незавершенных гештальтов», то девушка в течение первых сессий вновь погружается в атмосферу жестоких скандалов, но только уже не наяву, а в режиме воспоминаний. Вернувшись после сеанса домой, она пытается донести до своего партнера те откровения, которые услышала от психолога. Этот разговор очень часто завершается дежурным скандалом. Но только теперь молодой человек уже получает право обвинять ее в том, что «она впустила в их отношения постороннего человека», и в том, что «она выставляет его перед психологом полным мудаком». На предложение сходить к психологу вместе следует жесткий отказ.

Спасение от сценарной игры и от других деструктивных социальных игр легче всего происходит посредством обучения человека навыкам межличностной рефлексии (осознания того, что происходит в отношениях, понимание механики запуска игры и выявления триггеров, запускающих игру).

С зависимостью от скандалов, как и с многим другими зависимостями, дело обстоит сложнее, так как в этом замешаны сильные деструктивные трансы, работать приходится как с психикой, так и с сознанием (транс – это изменённое состояние сознания).

Проблема усугубляется еще и тем, что влюбленные обладают способностями индуцировать друг в друге необходимые им психические состояния. Грубо говоря, если молодой человек начавшей работать с психологом девушки нуждается в очередной дозе скандала, то он способен очень легко спровоцировать ее на нужные ему действия. Кроме того, когда люди, вовлеченные в социальную игру, чувствуют, что их партнер начинает делать попытки вскользнуть из игры, с ними может случится истерика и паника: им начинает казаться, что партнер пытается их покинуть, ведь, как не крути, а игра – это то, что удерживает их вместе.

Чем раньше люди, чувствующие, что в их отношения начинают проникать скандалы, обращаются к психологу, тем легче их вывести из деструктивных игр. Чем раньше они замечают, что игра начинает съедать их близость, тем легче их из этого плена вырвать.

О методах формирования навыков рефлексии межличностных отношений и ее освоении, так же, как о методах «рефлексивной психологии», я расскажу в последующих статьях. В данном случае стоит упомянуть о том, что в таких ситуация нужно не погружать человека еще глубже в его переживания и в его психику, а как бы «вытаскивать его из психики» на уровень осознания и разумного обсуждения.

Дело в том, что психика в ходе деструктивных игр и скандалов страдает намного сильнее, чем разум. Психика человека иногда оказывается порванной в клочья, а разум и сознание лишь погружаются в состояние деструктивного транса. Вы, наверное, замечали, что в рабочей ситуации при общении с коллегами человек может сохранять рассудок в то время, как в душе его отмечается полный раздрайв.

См. статьи о разных этапах в динамике семейных отношений:

Данная статья принадлежит к серии статей
о феномене «возрастного регресса» в любовных отношениях,
а также о механизме «сценарных игр»,
которые иногда случаются в любовных и семейных отношениях

Вот список всех этих статей:

  1. Возрастной регресс в любовных отношениях (1)
  2. Пробуждение детских травм в любовных отношениях (2)
  3. Возрастной регресс и сценарные игры (3)
  4. Развод в любовных парах, втянутых в сценарные игры (4).
  5. Воспроизводство прежней сценарной игры в новых отношениях. И снова возрастной регресс (5).
Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ