- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Психоаналитическая терапия — глубокое исследование личности, приводящие к ее трансформации, к изменению внешней и внутренней реальности. Это исследование может быть бесконечным, и все же, любая терапия должна закончиться.
Каковы критерии окончания терапии? Размышляя о достижениях своего клиента (далее я буду использовать слово «анализанд»), аналитик задает себе следующие вопросы:
Страдает ли анализанд?
Симптомы являются только верхушкой айсберга, индикаторами более глубоких трудностей. Мы не ожидаем полного устранения симптомов — в стрессовых ситуациях наша психика может прибегнуть к старым видам защиты. Но, мы ожидаем значительного снижения частоты и силы симптоматических проявлений.
Каково качество личных отношений анализанда?
Здоровые отношения — это не отношения, в которых нет конфликтов. Это отношения, в которых конфликты разрешаются конструктивно, и психика не склонна прибегать к ригидным защитным механизмам. Мы смотрим на то, способен ли анализанд к целостным объектным отношениям, то есть признает ли он автономию другого человека. Способен ли он признавать и выдерживать собственную агрессию, а также чувство вины и угрызения совести? Есть ли у него желание исправить ущерб, нанесенный другому человеку?
Может ли анализанд выдерживать триадные отношения?
Одна из самых сложных задач развития — переход от диадных отношений к триадным. Способен ли анализанд увидеть и выдержать разницу между своим реальным местом в этом мире и местом желаемым? Способен ли быть наблюдателем, а не участником отношений? Может ли осознавать и выдерживать чувства соперничества, конкуренции и зависти?
Готов ли анализанд принять реальность?
Мы используем множество способов фальсифицировать реальность или уклоняться от нее. Принятие реальности — это способность признавать и выдерживать наши собственные несовершенства и ограничения, а также несовершенства и ограничения других. Это способность справляться с тем, что преподносит нам жизнь, с фрустрациями и разочарованиями. Важная часть развития — это отказ от собственного всемогущества. Можем ли мы поддерживать реалистичные отношения с другими людьми, осознавая и принимая то, что они несовершенны, а также и то, что в чем-то они лучше нас?
Может ли анализанд размышлять о своих чувствах?
Вопрос не в том, есть ли внутренний конфликт. Вопрос в том, как мы справляемся с ним во внешнем и внутреннем мире. Может ли анализанд думать о своих аффектах и переживать их, а не действовать моментально, отыгрывая их, и, таким образом, пытаясь от них избавиться?
Как анализанд относится к работе?
Работе посвящена большая часть нашей жизни, поэтому, то, как мы функционируем в рабочей среде, является важным критерием здоровья психики. Способен ли анализанд фокусироваться на текущей задаче, строить отношения с коллегами, быть частью команды и выдерживать неизбежное соперничество и конкуренцию? Также важно, как анализанд относится к отсутствию работы. Работа может использоваться как защита от непереносимых чувств и тревог, а также от близости с другими людьми.
Как анализанд относится к игре и забаве?
Согласно Винникоту, психическое здоровье зависит от способности любить, работать и играть. Игра занимает центральное место в эмоциональном развитии ребенка, так как она связывает его бессознательную фантазию и реальность. Способность к игре свидетельствует о наличии переходного пространства в нашей психике, пространства, позволяющего нам играть с нашими мыслями и чувствами, так чтобы они при этом не вызывали слишком высокую степень тревоги.
Имеет ли анализанд чувство юмора?
Одно из значительных изменений, наблюдаемых в ходе терапии — это развитие чувства юмора. Способность признавать свои недостатки, а также способность прощать, связаны со способностью с юмором смотреть на наши собственный трудности.
Источник:
Alessandra Lemma. Introduction to the practice of psychoanalytic psychotherapy. (UK, 2003)