- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Сейчас в интернете можно встретить описание очень многих самых разных психологических практик или техник, которые предлагаются людям для решения тех или иных психологических проблем.
Иногда эти практики действительно могут помочь, но часто приводят к самым неожиданным последствиям. И далеко не всегда хорошим.
Игровые практики бывают очень эффективны, особенно при корректировке тех проблем, которые уже как бы вросли в личность человека и стали частью его образа мышления и поведения. Но они только на первый глаз кажутся простыми и самоочевидными.
В последнее время я часто сталкиваюсь с последствиями одного из таких трюков. Это урезанная и сильно упрощенная техника «разговора с родителем». Человеку, имеющему проблемы в отношениях с отцом или матерью и имеющему в душе много обид на них, предлагают поступить следующим образом.
Поставьте перед собой пустой стул, а на него фотографию отца (или мамы). Посмотрите на него внимательно, вспомните все обиды, которые он вам принес, все оскорбления, которые вы от него получили, всю боль, которая с ним связана.
После этого человеку предлагается высказать отцу все, что он о нем думает, все что не мог или боялся ему сказать. Некоторым удается обвинять и поливать грязью родителей в течение 30 минут и даже часа. И разумеется, фотография может только молчать и слушать, ответить она не может и перебить этот гневный монолог тоже.
Некоторым это действительно помогает, но очень часто здесь нас подстерегают неожиданные сюрпризы. Например, проблема одной девушки была в том, что родители ее не слышали, не хотели слушать, они никак не реагировали на ее слова и беды. В итоге получилось так, что эта техника не помогла ей, а наоборот, вогнала в жуткую тоску и депрессию.
Одни люди могут, выплеснув свой гнев и агрессию, успокоиться.
Другие, дав волю гневу, доводят себя до исступления и нервного срыва.
Подавляемая психикой агрессия, вырвавшись наружу, может поломать психические структуры, которые хоть как-то помогали человеку нормально жить и работать. Способствуя высвобождению подавленной агрессии и связанной с нею энергии, психолог должен обеспечить человеку возможность какого-то конструктивного ее использования. Но при самостоятельной ругани с молчаливым стулом человек не имеет возможности научиться управлять энергией своего гнева.
Игровые практики, как и все техники работы с жизненно важными для человека ситуациями, предполагают наличие у того, кто их организует, многих знаний и опыта. Погружаясь в значимую или болезненную ситуацию, человек может вогнать себя в состояние очень сильного транса. А значит, психолог должен иметь опыт работы с трансами, особенно с болезненными и деструктивными.
Для того, чтобы помочь человеку понять, что происходит в его отношениях, психологи иногда помогают ему разыграть виртуальную ролевую игру (или реальную, если идет работа в группе). Но при этом психолог должен обеспечить своему подопечному возможность представить, что творится в голове и в душе того, с кем тот хочет мысленно организовать разговор.
В противном случае клиент просто проецирует на того, кто изображает его партнера, свои устоявшиеся представления о нем. Такое часто случается в ситуации, когда девушка сотый раз по кругу пересказывают своим подругам историю конфликта со своим молодым человеком, но при этом ей не удается понять, в чем причина конфликта, так как она не имеет возможности встать на сторону своего партнера и увидеть ситуацию его глазами..
Наверное, многие слышали о следующем приеме избавления от тягостных воспоминаний или переживаний: человеку предлагается записать всю мучающую его историю и воспоминания на бумагу, перечитать все это, а потом сжечь (иногда советуют сжечь все, что написано, даже не перечитывая). Предполагается, что в огне бумаги сгорят все наши беды и горести. Это является одним из примеров использования так называемых «магических практик» для избавления от психических проблем. Кому-то этот ритуал действительно помогает.
Недавно я столкнулся с предложением использования определенной модификации данной практики. Четырехлетнему мальчику, пережившему ряд психических стрессов, предложили нарисовать свой страх, а после того, как этот страх будет нарисован, нужно было разорвать рисунок на части и затем их сжечь.
Втягивание детей в подобные ритуалы опасно уже само по себе, хотя бы по причине игры с огнем. А в данном случае ситуация была усугублена еще и тем, что ребенок на предложение нарисовать свой страх нарисовал своего отца. Можно представить, что могло произойти в душе ребенка, если бы он сжег изображение своего ролителя.
Наша психика (а психика детей – особенно) действительно очень «магична», ее базовые структуры формируются еще в детстве, и поэтому она густо замешана на магии и различных магических ритуалах. Ведь дети живут среди могущественных взрослых, способных совершать величественные дела, как добрые, так и злые или страшные. Иногда ребенку удается найти способы управления этими всемогущими существами. Ведь если ты заплачешь, то родители могут к тебе подбежать, а если ты обидишься, то они могут выполнить то, что ты хочешь. Но очень часто действия взрослых для малыша необъяснимы и зловещи.
В душе взрослого человека все еще пребывает много магических представлений и образов, которые живут в нем с детства, и далеко не всегда им осознаются.
Начиная играть в магические игры и втягивая в них других людей, мы вступаем на очень тонкий лед. Используя «магические приемы» для высвобождения подавленной или хранящейся в психике человека энергии, особенно агрессивной, мы можем подтолкнуть его к совершению серьезных поступков, как в его внутреннем мире, так и в социальном окружении.
Не стоит предлагать людям участие в «магических ритуалах»,
последствия которых мы предсказать не можем.
Рисуночные и игровые техники действительно могут оказывать «магическое воздействие» и на ребенка, и на взрослых. Проекция внутренней психической драмы на любой «экран», будь то листок бумаги или воображаемый экран телевизора, действительно позволяет человеку увидеть своих «ангелов» и «демонов» как бы вовне, выведя их на экран, и помогает научиться управлять своими переживаниями. Но с такими инструментами стоит работать очень осторожно.
В какой-то степени техника визуализации является инструментом быстрого проникновения в бессознательную сферу человека. Ведь она позволяет как бы отключить наше рациональное и логической мышление, прейдя к оперированию образами, метафорами или какими-нибудь неопределёнными кляксами.
Когда человек представляет мучающее его переживание или воспоминание в виде каких-то образов, он как бы выводит его в поле своего зрения, минуя внутреннюю цензуру. Проблема в том, что визуализация, как и любая другая медитация, приводит к тому, что человек погружается в транс, в измененное состояние сознания. И этот транс может оказаться не очень жизнерадостным.
Если процесс визуализации происходит при поддержке психолога, понимающего, что он делает, то он помогает человеку справится с теми внутренними демонами, которые могут полезть из его подсознания. В конце концов психолог может просто помочь клиенту плавно выйти из этого состояния и ассимилировать увиденное.
Очень часто самостоятельное погружение в «визуализационные медитации» приводит к тому, что человек сталкивается с чем-то, вытесненным из своего сознания, но при этом не имея возможности понять, что происходит и что именно он видит в своем трансе. В результате происходит повторное травмирования психики без возможности какой-то проработки старой травмы.
В медитации и визуализации нет ничего плохого,
если ты настроен на что-то приятное или успокаивающее,
но если ты начинаешь медитировать по поводу своих психических травм и недобрых предчувствий, то можешь столкнуться с «демонами своего подсознания».
Недавно мне пришлось работать с клиенткой, которая, наслушавшись руководств по технике визуализации в YouTube, довела себя до панических страхов и ночных кошмаров.