- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Многие из моих новых клиентов ищут причины панических атак, тревог, необоснованного страха, ВСД и других симптомов невротического расстройства в текущих обстоятельствах. Их можно даже найти, корректировать и жить спокойно до следующей сложной ситуации.
Но настоящие причины все же заложены глубже.
Если разобраться с ними, сложные ситуации станут простыми, и жизнь такой, какой всегда хотелось.
Давайте разберемся, где могут быть заложены предпосылки и причины симптомов невротического расстройства.
Начнем с азов.
Больше всего к невротическим расстройствам предрасположен слабый и возбудимый тип нервной системы. Это говорит о том, что при определенных обстоятельствах люди с таким типом нервной системы чаще, чем другие, подвержены стрессам и психологическим проблемам. Но только при определенном воспитании и в определенных ситуациях.
Пожалуй, решающую роль играет воспитание. Родители, а затем учителя закладывают представление о том, что можно, а что нельзя; прививают установки (полезные и иррациональные), на основе которых формируется представление об устройстве мира, об отношениях с людьми. Пример поведения взрослых принимается как единственный правильный вариант поведения.
Все отлично, когда детство бывает счастливым, когда ребенок получает хотя бы необходимый минимум эмоциональной заботы и принятия.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - Лев Толстой абсолютно прав. Сбой в воспитании может произойти на любом периоде взросления и оставить неизгладимый след.
Что может пойти не так?
Вариантов на самом деле бесчисленное количество: каждый мой клиент – это совершенно особенный случай.
Методом проб и ошибок ближе к подростковому возрасту на основе привитых представлений о мире нарабатывается определенный опыт взаимодействия с другими людьми.
Сформировав свою картину мира в семье, ребенок подрастает и начинает увеличивать свой мир за счет других социальных групп (школа, секция, кружок, двор). Пробуя применить привитые модели поведения, ребенок/подросток начинает получать иную обратную связь и как-то реагировать на нее.
Что здесь может пойти не так?
Поведение, которое работает в семье, может не работать в других социальных группах. Например, если родителям было важно, чтобы ребенок вел себя тихо, и только в этом случае они относились к нему, как к хорошему, запрещая шуметь - он будет тихим и в группе с ровесниками. Но ровесники могут воспринимать его не как хорошего, а, например, как странного или эгоистичного, отстраняться от него. Тогда формируется опыт: я – хороший, а другие ведут себя так, как нельзя. Значит, они плохие, значит, мир враждебен.
На основе приобретенного опыта формируются модели поведения в различных ситуациях.
Что может пойти не так?
Возвращаясь к нашему вымышленному примеру, посмотрим, как ведет себя наш подросток/молодой человек. Он воспринимает других агрессивными, плохими (они шумят, много говорят), а сам старается остаться хорошим (тихим). Лавируя между отвержением и запретом «шуметь», он может искать другие варианты одобрения в разных социальных группах. Например, всегда исполнять просьбы других, писать за них курсовые, вытаскивать из сложных ситуаций. Но общение будет однобоким, так как окружающим не нужно заслуживать одобрения, им может и не захотеться делать что-то хорошее взамен.
Еще вариант. Запрет может быть настолько глубоким, что человек предпочтет одиночество. И хорошо, если он будет творческой личностью. Ведь таким людям прощается «чудачество». А если нет? …это будет поистине грустная жизнь.
До этого момента жизнь у человека может быть разной: У кого-то ровной (например, находит общий язык со всеми, но имеет привитые иррациональные установки), «как у всех» либо грустной и т. п. Но пока что нет необоснованного страха и панических атак.
Далее сценарий в разных случаях бывает более похожим.
В жизни происходит какое-то значимое для человека событие, заметно влияющее на него. Устойчивый человек, у которого выработаны адаптивные модели поведения, сможет справиться с эмоциями, пережить событие и жить дальше. Но человек, у которого в пунктах выше были сбои, не справится - событие затянет его в невроз.
Это не говорит о том, что любое значимое событие может быть триггером, нет. Это должно быть такое событие, выход из которого противоречит сформировавшейся именно у этого человека модели поведения.
Вернемся к нашему «тихому» парню. Допустим, устроился он на работу и, следуя своей модели поведения, помогает, а затем и делает работу за других. Внутри он злится (злиться можно даже неосознанно, не различая у себя негативные чувства, если на них есть запрет), но сказать что-то против не может. В какой-то момент ресурсы организма кончаются и человек оказывается в сужающемся коридоре, где с одной стороны «больше не могу работать», а с другой – «надо быть хорошим, нельзя сказать, что не буду делать».
или любой другой симптом невроза, от кома в горле до различных заболеваний, которые вызваны не физическим, а психологическим состоянием.
Симптом здесь служит палочкой-выручалочкой, как бы абсурдно это ни звучало.
Например, нашего несчастного парня попросили взять работу уезжающего в отпуск коллеги. А он и так истощен или работает 20 часов в день 7 дней в неделю. Смутно догадываясь, что такой объемный прирост работы он не потянет ни физически, ни морально – он все же соглашается!
И вот у него начинает болеть сердце/голова/живот/что-то еще, начинается паническая атака. Не понимая происходящего с ним, он обращается к врачам, обследуется - что самое главное, у него есть причина не идти на работу.
Так между «не могу» и «нельзя» он находит небольшой закуток, где может найти временное убежище от враждебного мира.
Если этот вымышленный человек пришел ко мне и дал запрос разобраться только в текущей ситуации, не желая погружаться в тему воспитания и взросления, я помогу выбраться, найдя поверхностные трудности и научив преодолевать их. Человек научится отстаивать границы, станет выполнять только свою работу и вздохнет с облегчением.
Но если вдруг через полгода знакомый увел у него девушку?
Сработает та же схема: «нельзя ничего говорить».
Умение отстаивать границы, приобретенное у психолога ранее, уже не поможет. Здесь нужно действовать иначе. И вот сужающийся коридор возникает вновь. С одной стороны - «люблю и хочу вернуть», а с другой – «нельзя ничего говорить» (что, кстати, девушка может воспринять как собственную ненужность, но это уже другая история).
То есть разные ситуации будут периодически возникать и тянуть вниз.
Если же такой человек пришел ко мне и дал запрос сделать так, чтобы события не вызывали симптомов невротического расстройства, или, говоря проще, чтобы до конца жизни чувствовать себя хорошо – мы ищем главные причины глубже и корректируем их. После этого выстраиваем модель мира и восприятия так, как хочет клиент. А к моменту, когда ясны причины, внутренний мир пробуждается и клиент уже знает, какой хочет видеть свою жизнь.
Избавиться от страхов, панических атак и прочих симптомов невротических расстройств - реально! Ваша жизнь в Ваших руках!