- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Метафорические карты – один из современных эффективных инструментов практической психологии. Популярность МАК растет день ото дня, и все больше желающих попробовать работу с ними.
Я последние 7 лет применяю метафорические карты в глубинной психотерапии и веду авторский курс обучения работе с МАК.
В моей практике МАК заняли достойное место в двух областях:
За время непосредственной работы с метафорическими картами я убедилась, что для эффективного их применения необходимо специализированное обучение. Точно так же, как для любого отдельного инструмента психолога.
Алгоритм и техники работы, знание правил безопасности помогают вывести МАК на профессиональный уровень. Во время обучения я даю простой алгоритм, который позволяет быстро освоиться с метафорическими картами.
Четкость структуры и примеры вопросов на каждом шаге позволяют работать с картинкой последовательно и быстро находить ответы и ресурсы.
При этом формулировки вопросов всегда связаны:
Важно помнить, что одна сессия с МАК не может кардинально изменить жизнь человека, его установки и привычки, которые складывались десятилетиями. В одной сессии МАК возможно:
- осознать причины проблемы;
- выявить причинно-следственные связи в происходящих событиях;
- улучшить психо-эмоциональное состояние;
- снизить остроту психосоматического симптома
Эффективность работы с запросом при помощи МАК повышается за счет следующих факторов:
Обучая людей профессиональной работе с МАК, я вижу, что на старте чаще всего возникают одни и те же сложности. Иногда непонимание, что происходит и как с этим справиться, приводит к разочарованию в результатах и обесцениванию МАК.
Когда запрос формулируется нечетко, то и результат получается неопределенным. Потому что на одну картинку может прийти очень много ассоциаций и эмоций, связанных с разными областями жизни. И будет непонятно, как это связано с запросом и что делать с этой информацией.
Способ решения:
Пример вопроса, который требует изменения формулировки:
«Выйду ли я замуж в следующем году?»
Запрос на работу с МАК может звучать так:
«Какие внутренние барьеры препятствуют мне создавать долгосрочные отношения?».
Хорошо известно правило: «Какой вопрос – такой ответ». Чем более неопределенными общими фразами формулируется запрос на МАК-сессию, тем более непонятными будут ассоциации, связанные с картой. Важно убрать все слоганы, общие фразы: «хочу быть счастливой», «здоровым быть лучше, чем больным» и др.
Пример 1.
Размытая формулировка запроса – непонятный результат работы с МАК.
«Я хотела бы не проваливаться в несчастье, депрессию, не зарываться в проблемах с головой».
Непонятно, о какой конкретной ситуации идет речь, что происходит в данный момент в жизни человека, какого результата он ожидает от консультации, как происходит «проваливание в несчастье» на уровне мыслей-чувств, реакций, какое свое состояние описывает человек через эту метафору.
Пример 2.
Четкая формулировка запроса – легкий перенос в реальность метафоры карты.
«Понять, с чем связано мое чувство неприязни к конкретному человеку»
(клиент описывает конкретные ситуации спонтанных вспышек неприязни с конкретными деталями).
В этом случае вопросы по картинке могут легко быть связаны с деталями запроса. И человек получит понятную и значимую для него информацию.
Слушая клиента, консультант делает мысленно интерпретации и потом предлагает их как некоторый вывод клиенту, который может показаться ему неверным, неожиданным, вызвать сопротивление или раздражение. Это бывает в том случае, когда консультант сопоставляет образы клиента со своими похожими ситуациями и проецирует свои чувства.
В этом случае выводы касаются консультанта и не имеют ценности для клиента. Контакт нарушается, и эффективность работы значительно снижается.
Способ решения:
Пример 1.
Стремление к «правильности» работы с картой приводит к прекращению контакта.
При работе с портретной картой клиент вместо лица человека увидел образ вулкана и начал его описывать. Консультант поправил клиента: «Здесь нет никакого вулкана. Посмотрите внимательно – это лицо мужчины. Опишите, как он выглядит».
Клиент смутился: «Извините, я, наверное, нечетко вижу, мне показалось, что тут вулкан». В дальнейшем работы с метафорой не получилось – клиент закрылся, формально описал карту без анализа своих переживаний.
Пример 2.
Замена названий эмоций переключает клиента на другие воспоминания и уводит от цели работы с запросом.
«Мне кажется, что персонаж этой карты очень злится, он в ярости на своих родителей, но не может им об этом сказать…».
Консультант: «Когда он так сильно обижен, что он обычно делает?».
«Когда обижен, он обычно угрюмо молчит, совсем, как я. Но в той ситуации я не чувствовал себя обиженным или задетым. В том-то и дело, что я кипел от ярости… Я же Вам говорил, с чего все началось!».
Как правило, работа начинается с вопроса, под который выбирается карта. Этот вопрос определяет роль карты и подразумевает, что ассоциации и воспоминания человека будут связаны именно с этим вопросом.
Логично, что анализ карты должен проводиться с учетом исходного вопроса.
Если метафора картинки увлекает, человек рассказывает интересную историю/сказку про персонажа – может потеряться цель и смысл этой истории.
Сказка отдельно – человек отдельно.
Часто бывает, что рассказывание истории происходит поверхностно, без погружения в чувства и потребности.
И в результате клиент получает много увлекательной информации, с которой не знает, что делать.
Способ решения:
Изучить базовый алгоритм работы с картой и структуру вопросов можно на курсе обучения «МАК: живи в гармонии», который я провожу.
Пример 1.
Вопросы не привязаны к цели работы с МАК
Цель работы с МАК – выявление причин конфликта с мужчиной, какие потребности и чувства за этим стоят.
«Мужчина и женщина вместе за одним столом, отмечают какой-то праздник, но им грустно, они одни, гостей нет, каждый из них погружен в свои мысли, нет диалога. Мужчина обижен и зол на женщину, думает, сосредоточен на своих мыслях. Она опечалена, плачет, обижена, отвернулась от него. Оба сидят недовольные друг другом и ничего не делают. Никто из них не уходит отсюда, но никто ничего не делает, чтобы исправить ситуацию. Она в эмоциях зависла, а он гоняет мысли.
Сейчас у нас отношения, как у этой пары, вроде вместе, но и не вместе. В реальности все так и происходит. Я это и так знаю. И что дальше мне с этим делать?»
Описание карты остается на уровне описания ситуации без перехода к ее причинам. Клиент разочарован, потому что ничего нового о ситуации не узнал. Не хватило четких вопросов консультанта, работающих на цель картинки.
Пример 2.
Вопросы уводят клиента в другую область, не позволяют связать метафору картинки с актуальной ситуацией запроса.
Запрос: причины «вспышки ненависти к родителям» у взрослого молодого мужчины, который резко оборвал с ними контакты после нескольких лет дружелюбного общения.
«Я вижу много денег. Купюры разные. Для меня это финансовая стабильность, уверенность.
Главные здесь деньги, а деньги это я. Он чувствует полную свободу. Он счастлив от того, что ему удалось многого добиться. Эта карта про то, как я сделал себя, и не стал нищебродом».
Запрос про чувства по отношению к родителям – вопросы консультанта и ответы по карте связаны с финансовой стабильностью и профессиональным успехом клиента. После описания карты достаточно трудно будет найти ответ на вопрос о причинах вспышки ненависти, поскольку работа с картой прошла в другой области жизни и была поверхностной.
Пример 3.
Четкая структура вопросов позволяет легко перенести метафору в реальность.
Запрос клиента – страх перед переходом на новую работу.
Роль МАК – диагностика причины страха.
«Достаньте карту, которая поможет понять, чего Вы опасаетесь при переходе на новую работу».
«Мужчина сдерживает тяжелый шар, он может его раздавить, он тяжелый и неподъемный, его нельзя отпустить, все время нужно держать».
«Что здесь про вас?».
«Страх, что будет тяжело, что могу не справиться, что раздавит, что это небезопасно».
«С кем или с чем связан такой страх?».
«Это страх отца. Он всегда говорил: «Не высовывайся, будь незаметной».
«Когда Вы испытывали что-то похожее ранее?».
«Я не помню, почему нельзя быть заметной, но по ощущениям понимала, что будет что-то плохое. Вспомнила школьный опыт, когда классный руководитель сказал мне: «За тобой люди не пойдут», на тот момент я была старостой класса, но после этих слов я перестала проявлять какую-либо социальную активность, дистанцировалась от этого».
В данном примере есть причинно-следственная связь между событиями детства-установками родителей – текущей ситуацией клиента. На уровне чувств есть связь между осознанным страхом и бессознательными воспоминаниями о ранее испытанном страхе. При продолжении работы с МАК в таком ключе была выявлена причина проблемы и найдено решение для нее.
Часто бывает так, что при описании карты человек остается на рациональном уровне, рассказывает историю карты «из головы». Когда описание картинки идет только на уровне мыслей-действий, без погружения в чувства, эффективность снижается.
За действиями и словами всегда стоят чувства и потребности.
Когда есть понимание чувств, появляется возможность ими управлять и, следовательно – менять свои решения, реакции и действия.
Способ решения:
Пример 1.
Рациональное описание картинки, которое разочаровало клиента
«На картинке нарисованы домики и площадка, на ней дети, мяч, велосипед. Тут нет сюжета, нет главного героя, никаких эмоций картинка не вызывает. Что мне с этой картинкой делать?»
Пример 2.
Рациональное описание картинки, создающее «когнитивный тупик» для консультанта и клиента.
«На картинке изображен мужчина, не пьет, не курит. Занимается бизнесом. Ему не хватает денег. Он хочет больше денег. Когда денег станет больше, он продолжит заниматься тем же самым. Денег он может заработать больше в том бизнесе, которым занимается».
На этом этапе во время обучения консультант и его клиент пришли в тупик, потому что дальше не понятно, что спрашивать – карта не вызывает никакого отклика, появилось «движение по кругу», которое может говорить о возникшем сопротивлении.
Пример 3.
Картинка «оживает» благодаря проекции чувств, эмоций, желаний и потребностей
«Молодая женщина, умная, красива. В глазах испуг и тревога, рот приоткрыт, словно хочет что-то сказать. Она хочет поделиться знаниями, опытом, мудростью, но боится, ей страшно, что ею будут недовольны, осудят. Она чувствует свою уязвимость перед другими, хочет всем нравиться».
Здесь в описании картинки присутствуют чувства и установки, которые показывают причину проблемы в этом запросе и дальнейшее направление для вопросов и работы с запросом.
Для того, чтобы метафорические карты заработали на 100%, важно придерживаться четкой структуры вопросов. Эффективность и глубина работы с МАК зависят от умения задавать правильные вопросы в нужный момент.