- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Говорить о любви - значит, заявить о психической нехватке.
«Я люблю тебя» обозначает, что «есть нечто, чего мне не хватает - и я нашел это в тебе».
Такова цепочка рассуждений французского психоаналитика Ж.Лакана и его последователей. Вслед за З.Фрейдом, основателем психоанализа, они исследуют феномен любви. Подумаем и мы вместе с ними.
Другой психоаналитик Д.В.Винникотт писал, что очень много исследований в психотерапии и психоанализе посвящено влечению к смерти при том, что мы еще с влечением к жизни едва можем справиться. (1)
На наш взгляд, любовь – это самая первая тема в ряду жизненных.
Любовь повторяема и предсказуема, заявил З.Фрейд, встав тем самым против поэтического, неожиданного и мистического толкования любви. Такое заявление связано с открытиями того, что у каждого из нас в младенчестве и детские годы формируется свой образчик любви. В его основу входят самые близкие и родные люди, окружающие ребенка, а также особенности отношений ребенка с этими людьми. В этом случае мы говорим о том, что бессознательно мы ищем некий фундаментальный объект, связанный с нашим прошлым, мы ищем некое наслаждение, которое, как мы верим, этот объект нам гарантирует.
Другим выбором объекта любви, по З.Фрейду, является сам человек. Так мы выбираем в партнеры тех, кто похож на нас самих, повторяет нас. Это нечто похожее на любовь к своему отражению в зеркале. По названию мифа о юноше Нарциссе, который был влюблен в свое отражение, был назван и тип выбора объекта по этому принципу – нарциссическим.
В этом и состоит загадка любви. Последователи Ж.Лакана пошли дальше этих рассуждений в сторону того, почему мы начинаем эти поиски (большей частью неосознанные). Они приводят формулу:
я люблю = я испытываю нехватку. (2)
Платон в «Пире», где описывает Сократа, ведущего разговоры о предмете любви, перечисляет различные ее виды. Но все их, по словам Сократа, объединяет одно:
каждый желающий человек желает того, чем не располагает в наличии, чего он не имеет, что не есть он сам и в чем испытывает нужду, и предметы, вызывающие любовь и желание, именно таковы. (3)
Таким образом, проблема любви – это поиск недостающего мне в Другом. Чтобы возникла любовь, должна быть и ощущаться (сознательно или нет) некая пустота внутри, которая толкает к желанию наполнения этой пустоты, поиск Великого Блага (3, стр. 139).
На наш взгляд, другая проблема в том, что никто не может заполнить эту пустоту. З.Фрейд писал о том, что нет Великого Блага,
Высшее Благо, коей является мать – запретный инцестуозный объект, это благо запрещенное и другого блага нет. (3, стр.139)
Любящий человек сам не знает, чего именно ему не хватает,
в свою очередь любимый не знает, чем именно он обладает, почему его любят.
Часто это характеристики, которые так и не получается обнаружить. Они существуют в измерении воображения, являются продуктами психических процессов самого любящего. Поэтому и ответ в феномене любви стоит искать не вовне (в том, кого и почему любят), но внутри любящего. А обнаружить ответ чрезвычайно непросто, доказательство тому – психоанализ и психотерапия.
Непросто работать с влюбленным, поскольку он полностью идентифицируется с тем, кого любит, образ (чаще всего воображаемый) переполняет личность и не так много места и возможности остается для того, чтобы размышлять, думать.
Тем не менее, сама любовь, процесс уравнивания себя с любимым – очень ценен. Он указывает, что мы находимся в жерле вулкана и предстоит понять, почему вулкан разразился сейчас, в этом месте и по отношению к этому человеку. Найденная информация значительно обогащает знания человека о себе самом.
Нужно признаться, что сам психоанализ так или иначе начинается с любви. Аналитик становится предметом любви в силу того, что он слушает, понимает и выступает в качестве того, кто «знает». Лаканианцы указывают на еще один феномен любви и причину ее появления – мы любим того, пишут они, кто, как мы представляет, ответит на вопрос «кто я?».
Таким образом, в любви мы ищем себя, ищем ответы на вопросы о себе. Найдем ли?..
Психоаналитик выполняет функцию того, кто помогает понять.
Не удивительно, что нередко он становится предметом желаний, страсти, любви. Он награждается нашими чаяниями, мечтой в то, что мы, наконец, нашли того, кто поможет заполнить нашу внутреннюю пустоту.
И в этом пункте нас неминуемо ждет разочарование. Психоаналитик никогда не сможет заполнить эту пустоту, но поможет узнать о ее существовании, понять ее, найти более-менее доступные способы ее наполнения.
Психоаналитик знает об этом феномене. Но «...он остерегается использовать могущество своей позиции для внушения субъекту собственного образа действий и мыслей. Собственный анализ (психоаналитика – прим. автора) ведет, по меньшей мере, к тому, чтобы не смешивать свое место и свою функцию». (4)
Таким образом, до конца пустота внутри нас никем не может быть заполнена.
Это одиночество, с которым мы остаемся наедине всю жизнь.
Частично мы можем наполнить себя отношениями, книгами, искусством.
В этом плане стоит говорить об естественном присутствии некой доли депрессии в нашей жизни. Депрессии, связанной с ощущением своего бытия, его отделенности, частичной наполненности, которая заставляет нас искать, создавать связи, произведения искусства, выходить на улицу, искать фильм в интернете, рассказывать о себе на кушетке психоаналитика.
Любовь – это обнаружение красоты в том, кого любишь. А прекрасное и красота, по мнению лаканианцев – это больше, нежели желание обладать кем-то или чем-то. Это желание быть по сторону Бытия, это желание, связанное со смертью. Мы ищем прекрасное, потому что в нем есть нечто непреходящее. А что может быть более стабильным и постоянным, нежели смерть?
Так от любви мы с вами пришли к вопросу о смерти...
Ну что ж, это составляющие, очерчивающие границы нас самих, Другого рядом с нами, дающие нам возможность думать, рассуждать.
Но пока мы еще живы.
Список использованной литературы: