Царевна-лягушка и внутренний мир женщины

main_img

Помните ли Вы сказку о Царевне-лягушке?
На первый взгляд кажется, что эта хорошо знакомая русская сказка не имеет ничего общего с внутренним миром женщины.

Давайте попробуем вместе проанализировать символические слои сказки и посмотрим, какие важные истории жизни она нам расскажет.

  1. Стремление к социальному успеху как гиперкомпенсация отвержения в детстве.
  2. «Защитная шкурка» от обид и отвержения – «Лучше быть одной».
  3. Принятие себя и своего тела, становление женственности.
  4. Развитие Анимы и Анимуса во внутреннем мире мужчины и женщины.

Стремление к социальному успеху как гиперкомпенсация отвержения в детстве

Многие очень успешные женщины вспоминают, что в детстве отец игнорировал их, редко хвалил, мало уделял внимания, а иногда – так хотел мальчика, что и от девочки ждал «мальчишеских» игр и занятий.

В результате потребность получить внимание и признание отца стала реализовываться уже во взрослой жизни через социальный успех или через замужество с социально успешным мужчиной.

Все победы и достижения бессознательно адресуются внутренней фигуре отца: «Смотри, какая я! Гордись мной! Обрати внимание на меня!».

В конечном итоге все, что нам нужно – это любовь. Желание произвести впечатление, быть принятой кем-то, оцененной по заслугам как будто бы приближают на один шаг к любви.
Жажда любви, которой не хватило в детстве, может обернуться желанием «завоевать весь мир», чтобы доказать: «Я достойна любви».

Недаром в сказке отец Василисы Премудрой – Кощей Бессмертный. Вряд ли этот сказочный персонаж способен был на любовь, внимание и ласку. Злые волшебники - они другими делами заняты… Им нет дела до всех этих глупостей…

Вот и выросла Василиса и была наказана отцом, превращена в царевну-лягушку.
Попав в царский дворец, Василиса изо всех сил старается угодить царю – отцу Ивана.
И каравай испечь, и ковер выткать, и на пиру себя показать.
Бессознательное стремление быть лучше всех, победить других невесток в борьбе за любовь отца Ивана, позволяет ей показать свои таланты и умения во всей красе.

Любовь отца-Кощея Василисе уже не завоевать, но еще можно попытаться завоевать любовь отца-Ивана и так найти свое место в мире и в новом доме.

Потребность в любви никуда не исчезает. Фигура, к которой Василиса обращается с этой потребностью изменилась. Способы привлечь внимания стали другими.

Так на пути взросления потребность в любви создала Василису Премудрую из никому не известной девчонки Кощеева замка...

Важно понимать, что у каждого события и у любого жизненного опыта есть два полюса восприятия: что-то негативное и что-то полезное, ценное, что мы приобретаем.
Развитие внутренних талантов и качеств, развитие чувства внутреннего достоинства и принятия себя через социальный успех – это ценность такого жизненного опыта.
И, конечно – способ справиться.

Сказка показывает этот путь – возможность принять себя и свой успех, развивать свою самодостаточность и уверенность в себе, признать свою потребность в любви.

«Защитная шкурка» от обид и отвержения – «Лучше быть одной»

Василиса Прекрасная зачарована Кощеем и стала лягушкой.
Шкурка лягушачья скрывает ее истинную женственность, красоту, ум.

Эта метафора превращения Василисы в лягушку на символическом уровне может отражать возврат к первичным инстинктам самосохранения, к бессознательному желанию спрятать себя, не показать что-то такое, за что могут отвергнуть или уничтожить.

Лягушка живет на болоте в одиночестве (если не в изоляции от своего привычного мира). И только появление Ивана Царевича позволяет ей вернуться из болота в мир людей.

Но и тут она не сразу готова снять лягушачью шкурку. А лишь постепенно – по ночам, когда никто ее не видит – она превращается в Василису, чтобы наутро снова предстать перед людьми невзрачной лягушкой.

Очевидно, что лягушачья шкурка выполняет защитную функцию, прячет НАСТОЯЩУЮ Василису от глаз людей. И на то, чтобы полностью освободиться от чар, требуется время.

Она должна быть к этому готова – открыться, проявить себя, стать собой. Это период становления. Поспешные действия Ивана приводят к тому, то сожженная раньше срока лягушачья шкурка вынуждает Василису превратиться в птицу и улететь в царство Кощея.

И только после того, как Иван совершил подвиги, поумнел и набрался мудрости у Яги-Ягини, Василиса может вернуться к нему в своем истинном обличье.

В повседневной жизни часто бывает так, что женщина надевает на себя символически «защитную шкурку», чтобы не показать свою ранимость, уязвимость.

Иногда бывает легче «стать лягушкой», как будто бы заранее предполагая определенное отношение (и, возможно, отвержение), чем надеяться на принятие и потом остаться с разбитыми надеждами. Или напротив – внешне непривлекательный вид «отпугнет» нежелательные контакты, позволит остаться в одиночестве.

Такой процесс превращения может быть очень болезненным, если в его основе амбивалентные чувства – хочется нравиться, быть привлекательной, но внутренняя неуверенность заставляет ждать и бояться отвержения.

Уж лучше быть «одинокой лягушонкой на болоте», чем снова столкнуться с болью отвержения. Лягушачья шкурка, как броня, прикрывает от стрел обид и разочарований...

Сказка учит нас тому, что лягушачью шкурку можно сбросить, когда появится внутренняя готовность к этому. Уязвимость можно трансформировать во внутреннюю уверенность в себе, силу и самодостаточность. Тогда потребность в "шкурке" исчезнет сама собой...

Принятие себя и своего тела, становление женственности

Лягушачья шкурка не всегда становится защитной броней, которая спасает.
Иногда она может стать и тем, что ограничивает.

Непринятие себя, болезненная стыдливость, отвращение к своему телу тоже заставляют бессознательно «надевать лягушачью шкурку», и тогда она сковывает, придает неловкость, неуклюжесть, обостряет чувствительность и ранимость.

Кажется, что никто и никогда не разглядит в этом обличье истинную Василису…

В жизни ситуации непринятия тела, отвращения, стыда, чувство унижения, «грязи» может быть связано с тяжелыми эмоциональными травмами. И чтобы в реальной жизни произошло превращение, важна глубинная работа с травмой, которая освободит от прошлых ран и позволит снова стать собой.

Когда стягивает лягушачья шкурка непринятия себя, легко забыть, что внутри каждой из нас живет Василиса Премудрая и что каждая из нас так много всего умеет делать. А самое главное – представляет настоящую подлинную ценность – для себя, своих близких и для мира.

Вот в такие моменты – утраты своей подлинности и ценности – и бывает горше всего. В такие моменты другие люди отвергают. Из бессознательного страха «заразиться отвержением».

Недаром в психологии сказки стали инструментом для самопознания и внутренней трансформации. Именно эта сказка прекрасно работает на принятие себя и своей женственности.

Я предлагаю вам простое упражнение по мотивам этой сказки, которое Вы можете выполнить самостоятельно.

  1. Вспомните фразы, слова нелюбви, отвержения, которые Вы думаете или говорите по отношению к себе.
    Выпишите их на отдельный листок. Не пора ли их сжечь как лягушачью шкурку?
  1. Напишите 21 фразу – за что Вы любите себя и за что благодарите.
    Готовы ли Вы позволить расцвести лучшему внутри Вас?

Развитие Анимы и Анимуса во внутреннем мире мужчины и женщины

Красота сказок в том, что каждая сказка содержит много слоев смыслов, много символических уровней. Итак, сказка о Царевне-Лягушке вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд. Она служит прекрасной метафорой ранимой женственности, процесса самораскрытия женщины и принятия себя.

Каждая сказка многомерна. И в этой сказке тоже есть как минимум еще один уровень.

Взаимодействие Лягушки и Ивана-Царевича символически отражает развитие и гармоничный баланс Анимы и Анимуса во внутреннем мире женщины.

  • Анимус – это мужская энергия, роли и функции, которые развиваются внутрипсихически, а потом проявляют себя во внешнем мире и в отношениях с мужчинами.
  • Анима – женская энергия во внутреннем мире личности.

Внутренний баланс Анимы и Анимуса позволяет женщине создавать гармоничные отношения с мужчиной.

Если проследить, как шаг за шагом меняются восприятие себя и действия Лягушки-Царевны и Ивана-Царевича, можно увидеть определенные этапы развития Анимы и Анимуса.

В самом начале – Лягушка на болоте, в слиянии с Матерью-Землей. Это образ девочки в женском мире. Она постепенно взрослеет, начинает проявлять интерес к «большому миру».

И тут на болото прилетает стрела Ивана Царевича – символ маскулинности, мужественности. Поймав такую стрелу, Лягушка отправляется в большой мир, как будто бы символически переходит из мира матери и ее дома в мир мужчины и его дома.

И это следующий этап развития женственности. Юной девушке хочется нравиться, но она не полностью в себе уверена, она не раскрывает всех своих качеств, боится отвержения, ей нужна лягушачья шкурка, которая защищает от опасностей отвержения. Вместе с тем она готова побороться за свое место в новом мире, показать, чего она стоит.

В жизни юные девушки стараются соответствовать требованиям моды, своего круга, ожиданиям молодых людей. Важно быть принятыми и оцененными по достоинству.

Как в сказке поспешные действия Ивана–Царевича спугнули Василису, которая еще не была готова проявить свою силу – так и в жизни случается, что раны сердца закрывают дверь в будущие отношения.

Может случиться так, что первый опыт отношений будет не очень удачным. Бессознательно женщина откажется взаимодействовать с мужчинами, закроется от отношений («возвращается в замок Кощея»). Зрелость и опыт говорят: «Даже не пробуй, если не хочешь новой боли».

Параллельно образ Ивана тоже претерпевает изменения. И можно увидеть, как из инфантильного мальчика он становится взрослым, зрелым мужчиной, который понимает, что всему свое время что важно учитывать чужие желания и потребности, а не только следовать своему «хочу».

Детское стремление «похвастаться» Василисой перерастает в глубокое чувство и принятие ее особенностей. Ведь только повзрослевший Иван Царевич смог вернуть себе истинную Василису, сжечь ее шкурку навсегда.

В сказке он проходит длинный путь к Замку Кощея. Перед тем, как освободить Василису навсегда, он учится справляться со своими страхами, учится расставлять приоритеты и не следовать первому желанию, учится видеть чувства других, учится состраданию и мудрости.

Во внутреннем мире человека Анима и Анимус проходят все этапы развития и интеграции ПРЕЖДЕ ТОГО, как в реальной жизни женщина будет готова к отношениям.

И в этом смысле сказка может быть тем самым целительным средством, которое позволит пройти путь интеграции быстрее и легче. Стыдливость, ранимость, чувство уязвимости, страх отвержения растворяются в сказке, трансформируются в принятие себя…

Для того, чтобы вовсе не в сказочном, а в реальном мире женщина могла могла принять себя, открыться для новых отношений и создать гармоничную семью.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ