- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Страх иметь детей — это очень распространенное явление.
Тем не менее, у всех женщин, подверженных этому страху, он проявляется по-разному, причины его возникновения или механизмы запуска также могут существенно различаться.
В некоторых случаях женщине удается проанализировать свое прошлое: отношение с матерью, ее душераздирающие рассказы о том, как она страдала и что потеряла, родив свою дочь, как она должна быть во всем обязана своей матери.
Но обычно страх пребывает не на рациональном уровне, а обитает где-то в глубине вашей души, а в той области господствует не разум, а эмоции, и механизмы запуска этого страха имеют эмоциональную, а не рациональную природу. И этот механизм может быть не простой схемой "стимул - реакция". У вашего страха может быть какой-то образ, он может стать частью какой-то вашей внутренней драмы, одним из ее "персонажей". И чаще всего самые болезненные и сильные эмоции и чувства умеют ускользать от власти нашего разума.
Трудно понять, зачем это было говорить ребенку, но очень часто дети узнают о том, что родители их совсем не ждали и они родились по той причине, что мама замешкалась с абортом. В данном случае впечатление от того, что ты – нежеланный ребенок, усиливается тем, что в какой-то момент ребенок понимает, что родители хотели его убить.
Проблема усугубляется тем, что дети могут слышать эту историю в разных версиях и в разных исполнениях. Ребенок может случайно подслушать разговоры взрослых, ему эту новость мог преподнести какой-то "неравнодушный человек". Очень часто такие истории сливаются с какими-то другими событиями, которые придают происходившему гротеск и страшные размеры.
Когда взрослые начинают разговаривать, понизив голос, детский слух обостряется. Дети слышат больше, чем предполагают их родители, и они по-своему понимают услышанное. Очень часто эти тайно и незаконно подслушанные разговоры дети пытаются надежно спрятать и от взрослых, и от себя самих. И в их душе эти истории обрастают как реальными, так и фантастическими подробностями.
Иногда другие дети могут сообщить ребенку какую-то историю из своих семейных легенд и мифов. Ссорясь, дети могут обмениваться друг с другом очень страшными "проклятиями" и "ругательствами", они могут даже не понимать их смысла, но знать, что они гарантированно обидят собеседника.
Например, был случай, когда ребенку в детском саду сообщили о том, что мама выбросила его после родов на помойку и его принес обратно милиционер. Эта информация была преподнесена с такой суггестией, уверенностью и злостью, что ребенок в нее поверил. Другому так прямо и сообщили, что он – жертва аборта, но его выходили в больнице в стеклянной колбе.
Мы стараемся вспомнить реальные события, но подобные вымышленные истории, слившись с чем-то реально происходившим, оказывают на детскую психику магические воздействия. Взрослому человеку такое сложно вспомнить, потому что для него – это просто бред и больная фантазия. Но когда он был маленький, все это было реальностью.
Иногда ради того, чтобы «пощадить детскую психику», родители рассказывают детям такие невероятные истории и версии их появления на свет, что для ребенка они могут оказаться не менее страшными и обидными, чем версия о жертве аборта.
Иногда матери с каким-то болезненным сладострастием рассказывают дочерям о том, как тяжело они их рожали, не скупясь на подробности - и у девочки с детства формируется панический страх родов. Этот страх сливается со страхом забеременеть, что оказывает пагубное влияние на интимные отношения дочери.
Помимо страха пред родами, подобными рассказами матери формируют в дочках устойчивое чувство вины за то, что они не благодарны ей за перенесенные страдания. Ситуация обостряется, когда этот прием начинает использоваться в педагогических целях обоими родителями.
Например, одна девушка в течение всего своего детства сталкивалась с такой педагогической риторикой: «мама из-за тебя так страдала, твое рождение далось нам такой тяжелой ценой, а ты не хочешь ее слушаться и убирать игрушки», далее пошли укоры за несделанные вовремя уроки, потом за то, что она слишком поздно возвращается домой и так далее.
Матери очень часто возлагают на дочерей ответственность за свою несчастную личную жизнь. Дети также могут быть повинны в неудавшейся карьере и в том, что вся жизнь матери и-за этого рождения пошла наперекосяк.
Это культивированное матерью чувство вины часто затмевает собой собственный страх дочки иметь детей, неосознаваемый и почти иррациональный страх того, что собственные роды могут поломать и ее жизнь. При работе с психологами женщины почти стразу называют привычное им чувство вины перед мамой, но редко помнят о своих детских страхах.
К страхам перед поломанной личной жизнью часто еще добавляются переживания, вызванными бредовыми народными поверьями. Например, сказаниями о том, что мальчики забирают у женщины силы, а родившаяся девочка забирает себе ее красоту.
Страх рождения детей может быть и не связан с историями, услышанными от мамы, да и вообще не иметь к родителям прямого отношения. Непринятие детей может быть связано с ревностью к рожденному младшему брату или сестричке.
Очень часты случаи, когда ненависть к детям у девушки формируется, потомучто в своем детстве она могла не раз подвергаться травле и преследованию со стороны детей. Дети бывают очень злыми и безжалостными. И жертве насилия трудно видеть в них маленьких ангелочков.
Я не перечисляю здесь многие вполне рациональные и осознаваемые женщинами причины, препятствующие их желанию рожать детей. Они их обычно хорошо знают и понимают. Но очень часто эти рациональные мотивы бывают как бы прикрытием более глубинных иррациональных страхов, которые обычно самим человеком не осознаются. И, как уже говорилось, страх беременности, страх родов и страх или нежелание иметь детей обычно являются элементами в композиции каких-то более комплексных переживаний.
Очень часто проработка разных очагов психологического напряжения в душе человека приводит к неожиданному снятию, казалось бы, не связанных с обсуждаемой темой проблем и страхов. Так, например, разобравшись со своей ненавистью к ряду знакомых и родственников, одна девушка заметила, что у нее пропала и неприязнь к маленьким детям, а также острое нежелание рожать детей. До этого она наотрез отказывалась обсуждать эту тему.