- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Больше 5 лет назад я читал учебник по основам психологического консультирования Римантаса Кочюнаса - к нему я относился как к современному классику и даже не предполагал, что в будущем будет возможность присутствовать на открытой лекции этого уважаемого человека.
Речь шла о самообмане и ловушках, сопровождающих психотерапевтический процесс как у клиента, так и со стороны терапевта.
Склонность к самообману - универсальная характеристика, присущая человеку. Выдавая желаемое за действительное, я могу примиряться с реальностью, это способствует моему равновесию. Я предпочитаю одну реальность, которая более удобна для меня, такого образа, который больше мне подходит. При этом действительности это может не соответствовать.
К психологу же часто могут обращаться люди, у которых это несоответствие выражено более сильно, создавая препятствия для счастливой жизни. С экзистенциальной точки зрения существует подлинный способ бытия и не подлинное существование - самообман. Мы стремимся к аутентичности, но реально подлинными не являемся, в глубине души осознавая эту истину, свое несоответствие, предательство по отношению к самому себе, своей сути. Это способствует искажению, сужению реальности, страданиям.
Самое непосредственное отношение это имеет и к психотерапии. Выделю несколько мыслей, которые были озвучены о представлениях клиента - о том, как помогает психолог.
1. Специалист должен самостоятельно догадаться, в чем проблема, и объяснить это клиенту. О невысказанных мыслях он должен догадываться сам. Более того, его несообразительность может вызывать раздражение у клиента.
Казалось бы, зачем объяснять очевидные вещи, ведь и так понятно, о чем речь? Особенно это неудобно для экзистенциально ориентированного специалиста, находящегося в позиции незнания, направленного на неспешное исследование внутреннего мира человека.
2. Терапевт ведет себя определенным образом - терпеливо, с пониманием, сочувствием, сопереживая. Стоит сказать, что многие терапевты откликаются на это представление.
Справедливое представление, но терапевт тоже человек и быть он может разным. Кроме того, существуют различные психотерапевтические направления, которые могут отличаться в видении ключевых качеств специалиста. Например, клиент-центрированная терапия Роджерса более соответствует этому представлению, в отличие от системной семейной психотерапии.
3. У терапевта должны быть ответы на все вопросы, он выступает в роли некоего эксперта, врача или доктора, дающего авторитетные советы. Такие клиенты бывают недовольны, когда психолог задает вопросы, спрашивает, при этом не особо спеша с ответами.
С одной стороны, вполне законные ожидания от профессионала, к которому пришел человек, нуждающийся в помощи. С другой - это все-таки немного иной жанр, подразумевающий в большинстве случаев включенность клиента в психотерапевтический процесс. С разделением ответственности, разумеется.
4. Представление о том, что психотерапия должна быть мягким и нежным процессом, спасающим и оберегающим от страдания.
Но иногда для того, чтобы уменьшить страдание, надо пережить страдание еще большее. Узнать нечто нелицеприятное, взглянуть туда, куда раньше посмотреть не решался, сказать о том, о чем говорить не хочется. Процесс высвобождения внутренней боли может тоже сопровождаться болью.
Каждый психолог или терапевт по-разному откликается на эти ожидания, представления клиента. Например, я раньше пытался им соответствовать. Теперь я стараюсь прийти к соглашению относительно наших взаимных ожиданий. Ведь и у меня есть свои представления о том, как это может быть.