- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
В статье описывается опыт работы с мамой подростка меланхолика.
В своей предыдущей статье Ода меланхоликам я описывала особенности поведения людей с меланхоличным темпераментом.
Вторично обратиться к теме темперамента меня заставила работа с мамой подростка-меланхолика.
На первую консультацию я пригласила маму без ребенка, чтобы понять, как строятся взаимоотношения в семье. Многие подробности рассказа мамы подростку слышать просто не стоит.
Запрос от мамы звучит примерно так:
сделайте так, чтобы мой младший ребенок учился и слушался. Я не могу найти общего языка со своим ребенком.
Вначале мама рассказывает свое видение ситуации. Совсем недавно ребенок был спокойным, слушался, учился, молча играл (был удобным!) - и вдруг все сломалось. Подросток стал плохо учиться, проводит много времени дома, сидит в интернете. На вопросы не отвечает, чем сильно злит маму. Часто находится в унылом состоянии, малоподвижен, медлителен.
Затем мама отвечает на вопросы, которые интересуют меня. Диагностику я провожу с помощью метафорических ассоциативных карт (МАК). Карты мама достает своей рукой вслепую.
Разбираем с мамой три вопроса:
1. Как в действительности ситуация выглядит на данный момент.
Становится понятно, что у мамы есть страх потерять мужа и семью, который появился вследствие ее детской травмы. Следовательно, чтобы избавиться от страха потери, она контролирует, подчиняет, обесценивает членов семьи, лишая их самостоятельности.
2. Какие роли играет каждый член семьи и как себя чувствует в этой роли.
Мама достает карты каждого члена семьи и рассказывает об их эмоциональном состоянии, в каких отношениях они находятся друг с другом. Картина вырисовывается следующая.
Обращаю внимание родителей, что чаще всего в этом состоянии находятся дети-меланхолики. Мама с подвижным, быстрым темпераментом не может понять медлительного, закрытого, неуверенного ребенка. У нее ведь все в руках горит, все движется, решается. Медлительность и закрытость ребенка мама воспринимает как сопротивление и начинает его подавлять, контролировать, не осознавая, что в силу темперамента ребенок не может быть другим.
3. Что делать.
На третьем этапе достаются карты-решения для каждого члена семьи. И обсуждается, что будет лучше сделать на данный момент каждому члену семьи, чтобы произошли изменения в лучшую сторону.
И на этом месте мама включает бешеное сопротивление! Потому что для того, чтобы ребенок изменился, надо менять отношения с мужем, строить новые отношения с детьми, расстаться с привычными страхами. А это больно, страшно, невозможно, невыгодно.
Далее ситуация развивается по знакомому обоим сценарию.
Мама объявляет ребенку, что нужно идти к психологу. Подросток не понимает, зачем ему психолог, и сопротивляется. Мама по уже отработанной схеме обижается, злится на ребенка и на психолога (детская позиция) и отказывается ходить на консультации.
Для тех родителей, которые склонны принимать вину на себя, пишу большими буквами: МАМА НЕ ВИНОВАТА!!! Ведь на нее тоже влияли обстоятельства, родители и весь род. Но, сама того не понимая, мама своим поведением тормозит развитие ребенка, и он оказывается потерпевшей стороной.
Поэтому, если мама находит в себе силы разобраться со своими страхами, детскими травмами, осознает причины нарушения поведения ребенка - то подросток выравнивается автоматически! Просто потому, что живет рядом с уверенной, спокойной, повзрослевшей мамой.
Зачем нужны маме подростка консультации психолога?