- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Было ли так, что вы не могли уснуть от непонятной переполняющей тревоги внутри?
Или от чувства чего-то щемящего в груди, очень болезненного, разливающегося до области пупка?
Возможно, что вы испытывали ощущение того, что скоро все закончится, ничего не будет, мир рухнет и вам осталось жить секунды?
При этом вы - вовсе не вы, а кто-то другой? Это все можно подвести к чувству того, что «я вот-вот сойду с ума».
Мы постараемся найти слова и понимание для таких состояний. Подобные психические катастрофы мы можем испытать при:
Нужно отметить, что не всегда при этих событиях мы склонны настолько сильно регрессировать и испытывать сильнейшую тревогу. Бывает, что мы вполне справляемся с такими ситуациями, проходя через грусть, отчаяние, тоску и злость, но не впадая в те крайние состояния психотического или пограничного спектра, о которых идет речь в этой статье.
Чаще всего эти и другие непонятные для нашего разума чувства и состояния приводят нас на психотерапию или психоанализ для того, чтобы с помощью другого найти подходящее слово для непонятного и пугающего внутри нас. Ведь понимание успокаивает.
В лице любимого человека или в лице специалиста, которому мы можем довериться, мы ищем отражения наших страданий и обратную связь в виде понимания того, что с нами творится.
В романе Г. Белля главный герой - клоун, он описывает свое состояние потери лица любимой женщины, служившего ему ранее зеркалом, на которое он мог опереться, чтобы не потерять себя. [Г. Белль “Глазами клоуна”, 2018]
Чтобы придать своему лицу безучастный вид, а глазам – пустоту, клоун сначала должен выучить наизусть свое лицо, мимику, знать, как выглядят гримасы. Другим словом, чтобы уметь отречься от себя, нужно познать себя детально. Для этого актер порой часами стоит у зеркала и корчит рожи, чтобы изучить себя глазами зрителя, смотрит долго на свое отражение. Но этот трюк опасен – глядя на себя долгое время, есть риск потерять чувство Я, возникает ощущение наблюдения за кем-то знакомым, но не принадлежащим своему сознательному Я. Это моменты, когда внутренняя психическая функция зеркала перестает работать, создает помехи и, скорее, функционирует как кривое зеркало, в котором очень просто потерять себя.
Стадию зеркала впервые описал Ж. Лакан, французский психоаналитик, который подметил, что ребенок открывает себя, свои границы, свое тело, когда находит соответствие между собой и своим отражением в зеркале. [Ж. Лакан «Стадия зеркала, как образующая функцию Я»]
Конечно, прежде этого у ребенка должны быть глаза матери, ее чувства, отражающие и превращающие в слова его переживания. «Почему мы плачем? Наверное, мы хотим кушать! Сейчас мама тебя покормит, малыш, и все будет хорошо». Так мама придает смысл хаосу внутри малыша, дает ему название, кормит его в начале словами, потом молоком, и тогда хаос перестает быть хаосом. Понимание успокаивает.
В этом случае наш герой в романе Белля, испуганный потерей себя клоун, ищет глазами любимую женщину, чтобы через ее взгляд, прикосновение, слово, обращенное к нему, снова обнаружить себя. Но не находит, она покинула его, и он погружен в депрессию, тоску и ощущения себя живым мертвецом. Его настигают мысли о самоубийстве как знаке отчаяния крайней степени, знаке того, что психическая оболочка близка к взрыву, так как не выдерживает напряжения. Нет рядом той, кто помог бы снять его, которая бы помогла «вылить» неперевариваемое психическое и «накормить» спокойными словами, поддержкой.
Этот очень интересный процесс поиска зеркала, описанный в книге художественным языком, содержит много полезной терапевтической информации. Работая с теми, кто переживал или переживает деперсонализацию, хаос внутри, ощущение близкой потери чувства идентичности, мы, специалисты, становимся такими объектами, зеркалами, которые словом, взглядом, интонацией постепенно соединяют куски потерянного Я.
В таких состояниях для человека спасительным будем занять пост наблюдения за собой и своими переживаниями, чтобы затем взять их в охапку и принести на психотерапию или психоанализ. Уже там знающие руки смогут аккуратно и бережно обойтись с этим материалом.
Такие состояния особенно часто переживают те из нас, кто страдает биполярным расстройством (пограничным расстройством личности в психоаналитической терминологии), кто пережил сильный психический/психотический срыв. Полезно знать, что в такой период действует мощное расщепление психики, которое усиливается в таких ситуациях, выполняет защитную функцию. Такое расщепление, с одной стороны, огораживает нас от острой психической боли, но, с другой стороны, добавляет другой ужас – страх потери себя, ощущение раскола на куски Я или ожидания раскола, небытия.
Эти состояния психики напоминают ощущения, которые испытывает младенец в период развития психики и сознательного Я, еще неокрепшего. Французский психоаналитик Д. Анзье описывает состояние, когда ребенок воспринимает свою психику как жидкость, которая может разлиться, или как газ, который может взорваться. В этом хаосе руки и прикосновения матери, ее эмоциональная настроенность на ребенка играют ключевую роль для того, чтобы ничего не утекло и не взорвалось, но постепенно установилась внутренняя согласованность. [Х. Ульник «Кожа в психоанализе», 2017]
«Ты не взорвешься, с тобой все в порядке, ты сейчас плачешь, потому что голоден. Сейчас я тебя накормлю и все будет хорошо. Катастрофы не будет, я рядом», - приблизительно так звучат для ребенка и для взрослого в состоянии острой регрессии слова матери и слова психоаналитика, который объясняет человеку смысл происходящего. Конечно, в психотерапии и психоанализе мы используем другие слова, но смысл послания соотносится с приведенными выше словами.
В такие периоды важным является не только консультация у психиатра и принятие медикаментов, которые на время купируют тревогу и поддерживают искусственный психический баланс. Но важно также направить силы на понимание происходящего, на исследование того, почему сейчас произошел срыв, какие факторы ему предшествовали, и на какие события мы склонны реагировать через ощущение и переживание катастрофы, чтобы быть подготовленными и лучше понимать происходящее с нами. Именно такого понимания можно добиться в процессе психоанализа или психоаналитической психотерапии.
Использованная литература: