- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Очень часто в качестве основной причины психологических проблем человека определяют низкую или неустойчивую самооценку.
Поставив такой диагноз, вряд ли можно ошибиться.
Но вполне естественно, что возникает вопрос: «А что с этим можно сделать?».
Как можно поднять уважение и доверие к самому себе, как вернуть себе уверенность, как поверить в самого себя? Коротко ответ на эти вопросы может звучать примерно так:
Нужно развивать в себе личностную и социальную рефлексию.
Далее в этой статье мы попробуем дать более развернуые ответы.
Можно сказать, что низкая самооценка – это сигнал о том, что мы установили не совсем правильные отношения с окружающими и с самим собой.
Например, если вполне миловидная девушка считает себя некрасивой, то она не замечает, что какие-то люди проявляют к ней внимание, она неправильно объясняет себе реакции со стороны других людей, которые получает. Эрик Берна писал:
Быть красивой — это вопрос не анатомии, а родительского разрешения.
Если посмотреть на ситуацию с точки зрения Эрика Берна, то можно сказать, что родители навязали девушке в ее детстве неправильное отношение к самой себе. Вооружившись таким средством самоанализа, она стала вести себя с окружающими так, как будто она действительно является некрасивой. Из всех реакций окружающих людей она замечала только те, которые соответствовали ее ожиданиям, то есть подтверждали ее «некрасивость».
Таким образом, самооценка, как и температура тела, не является реальной проблемой человека. Нелюбовь к себе или неверие в себя – это просто показатель того, что в психике человека что-то сложилось не так и в его сознании сформировались неправильные настройки восприятия происходящего.
Для того, чтобы изменить самооценку, не нужно работать с самой самооценкой - необходимо помочь человеку сформировать способности более адекватного восприятия себя, своих действий и реакций других людей. Если перевести только что сказанное на язык человеческих способностей и навыков, то можно сказать, что он должен освоить навыки осознания себя и рефлексии.
Можно сказать, что самооценка – это «прибор», которым мы пользуемся при оценке самих себя. И стоит отметить, что очень часто она является не самым надежным прибором, так как на его показания оказывают большое влияние действия и суждения других людей.
Представьте себе, что вы ведете автомобиль, но в зеркале заднего вида видите не то, что там на самом деле происходит, а те картины и образы, которые вам когда-то навязали ваши родители или еще какие-то люди из прошлого. Датчики на приборной доске показывают данные, которые не по очень правильной схеме были сняты в каких-то других ситуациях.
Примерно то же самое происходит и с нашей самооценкой.
Вместо того, чтобы анализировать происходящее вокруг нас и трезво оценивать свои действия и состояния, мы смотримся в то «кривое зеркало», которое нам подсунули еще в раннем детстве, а потом еще какие-то, иногда не самые доброжелательные к нам, люди существенно постарались ради того, чтобы исказить показания этого зеркала.
Как уже говорилось, мы предлагаем отодвинуть в сторону свою неустойчивую и ненадежную самооценку и вооружиться вместо нее вполне выверенной и надежной рефлексией.
Можно выделить несколько типов рефлексии:
В процессе использования всех этих типов рефлексии человек постепенно формирует более адекватное и осмысленное восприятие себя, своих способностей, тех средств и ресурсов, которые находятся у него в употреблении. Кроме того, человек начинает замечать и правильно воспринимать реакции на него других людей. Эти реакции могут быть как правильными и справедливыми, так и неадекватными и даже откровенно враждебными.
В понятии «самооценка» заложена некоторая изначальная противоречивость. Дело в том, что это не мы сами оцениваем себя и не мы вырабатываем критерии, по которым нам можно себя оценивать. В первую очередь на формирование нашей самооценки оказывают влияние наши родители.
Родители и бабушки с дедушками бывают очень щедры на ярлыки и эпитеты, которые они навешивают на своих детей:
это примеры из воспоминаний о своем детстве, которые можно услышать от людей, страдающих от низкой самооценки.
Помимо таких откровенных «проклятий» и «родительских заклинаний», наши близкие могли играть с нами в детстве и в более сложные игры. Например, вернувшись с работы домой, и мама, и папа могли иметь привычку сначала без всякого повода или по не очень важной причине накричать на ребенка, а потом, успокоившись и придя в себя, начать ласкать, утешать и баловать свое незаслуженно обиженное чадо.
В случае «родительских заклинаний» у ребенка формируется заниженная самооценка, а в случае «эмоциональных качелей» в виде агрессии и крика, сменяемых неистовой лаской и чрезмерными нежностями, формируется неустойчивая самооценка.
Во всех случаях, когда, будучи ребенком, мы сталкиваемся с агрессией, оскорблениями, демонстрацией тревожности из-за своей особы, а также в случае демонстрации нелюбви и разочарования у нас в душе непроизвольно формируются психологические защиты, при помощи которых мы пытаемся защитить себя от тех образов, которые на нас навешивают. Какие-то дети начинают огрызаться и хамить в ответ, кто-то пытается игнорировать и вытеснять из сознания все, что ему было неприятно, кто-то замыкается и «уходит в себя», другие пробуют мстить, вредничать и выводить родителей из себя.
Многие из этих защитных механизмов и способов выживания доводятся до автоматизма и проваливаются на бессознательный уровень. В итоге они начинают срабатывать непроизвольно для нас в не самых подходящих ситуациях. Но если мы ведем себя как неудачники, как уродины или бестолочи - то, несмотря то, что нами были выработаны какие-то защитные механизмы, частично отводящие эти проклятия, а частично вытесняющие их из сознания, окружающие нас люди начинают отвечать нам взаимностью. Они действительно начинают относиться к нам как к неудачникам, уродинам и бестолочам.
В общем, на уровне личностной или психологической рефлексии нам необходимо осознать, что за защитные механизмы срабатывают в нашей психике, а также какие другие неосознанные программы и стереотипы управляют нами. Мы выявляем действия «родительских проклятий», «семейных и социальных сценариев», «плохих социальных игр», «психологических защит».
Если психологическая рефлексия позволяет нам сформировать вместо самооценки правильную картину происходящего в нашей психике, то на уровне межличностных отношений мы начинаем корректировать восприятие того, как реагируют на нас и что сообщают о нас близкие люди. Те, кто окружает нас сейчас.
Дело в том, что в межличностных отношениях люди также очень часто проецируют друг на друга не очень адекватные образы. Например, муж может обвинять жену в том, чего очень сильно боится он сам. Мы иногда не можем признаться себе в каких-то недостатках и часто просто не замечаем их в себе, но при этом очень легко находим их в поведении своих близких.
Если желание проецировать на других свои проблемы сочетается с готовностью этих людей принимать на себя чужие проклятия, то естественно, что самооценка последних будет очень страдать.
Помимо ошибочного восприятия самого себя и своего партнера, люди в близких отношениях могут «заражать» друг друга различными психологическими играми или «плохими социальными играми», как их называл Эрик Берн. Следуя сюжету этих игр, один из партнеров обычно старается навязать другому определённую роль.
Например, если один хочет быть «жертвой», то он всячески провоцирует другого занять роль «манипулятора» или «обвинителя», ну а если ему самому нравится кого-то пообвинять, то он заставляет своего партнера постоянно оправдываться.
Очень часто в отношениях, особенно у тех людей, которые только начинают жить друг с другом, происходит обострение всех своих детских проблем и их, казалось бы, выровнявшая самооценка начинает снова колебаться и падать. кроме того, близкие люди могут успешно «заражать» друг друга своими проблемами или провоцировать партнера на проявление в общем-то не привычных для него реакций.
Как и следует из названия, социальная рефлексия позволяет человеку сформировать более правильное восприятие себя и оценку своего поведения. Важно то, что вместо переживания своего несоответствия социальным нормам или комплексования по поводу социального статуса, человек получает в руки инструменты для корректировки поведения и формирования более правильного восприятия происходящего. Можно сказать, что он начинает не переживать по поводу своей самооценки, а создавать нужный для него имидж самого себя.
Понятно, что рефлексия не является панацеей от всех наших психологических бед и самокопаний. Но формирование этой способности наряду с некоторыми другими интеллектуальным, коммуникативными и организационным навыками позволяет нам не быть так сильно зависимым от той самооценки, которую в нас формируют - или, вернее, сформировали - другие люди.