- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Предыдущего опыта психологической работы над собой не имеет.
Приходит с симптомами. Хочет плана лечения. Требует рецепта. Идеально, чтобы на фирменном бланке и с печатью. Так солиднее выглядит.
Называет психолога на «вы», относится к нему с позиции «снизу», использует привычную медицинскую модель: «доктор знает, что делать, пациент выполняет рекомендации».
Любит возрастных психологов с крупными фигурами.
Если психолог ведётся и прописывает рецепт, то клиент рецепт «сливает». Отношения заканчиваются с формулировкой: «И этот доктор не помог».
Если психолог не ведётся и работает по-настоящему, то клиент либо сильно заинтересовывается и тоже начинает по-настоящему работать. Либо уходит в психологическое сопротивление в форме совершенно искреннего непонимания происходящего и сваливает в старую жизнь со старыми болячками.
Пока плохо ориентируется внутри себя, но уже чует запах вкусного и стремится разобраться в себе.
Подвержен сильному сопротивлению из-за начавшихся изменений. Пытается слиться из терапии с формулировками: «нет денег», «заболел/а», «болеют близкие, дети», «много работы».
Слившись, пытается всё время продолжить работу над собой и улучшить жизнь. Иногда выбирает «рваный» режим терапии – разовые тренинги, консультации, бесплатные возможности. Печалится из-за слабых результатов.
Если мотивация мощная (обычно это означает, что очень сильно прижало), то вначале с доверием опирается на терапевта, ищет поддержки и заботы. Кайфует во втором счастливом «детстве». Параллельно разбирается в себе. Сильно радуется первым результатам. Пока ещё много сердится на близких и маму. Ищет внешнего врага. Испытывает эмоциональное облегчение после сессий с терапевтом. Иногда принимает облегчение за настоящий результат терапии.
Иногда на этом этапе внутренний предохранитель не срабатывает. Тогда клиент подаётся в психологи и, бросив личную терапию, везде размахивает флагом с надписью «У меня потребности и границы».
Открывает, что в его детстве мама не была богом. И её поступки были продиктованы вполне понятными клиенту человеческими мотивами. С удивлением обнаруживает, что сегодняшняя мама совсем другая. И с ней можно строить другие отношения. Сначала сильно удивляется, потом сильно радуется.
Реально строит с мамой другие отношения. Счастлив.
Любит терапевта, пока ещё зависим от его отношения к себе.
Становится более устойчивым в ролевых отношениях на работе. Чувствует под ногами более твёрдую почву. Обозначает это как «выросла уверенность в себе».
Ходит на терапию регулярно. Открыл, что терапевт тоже человек. Относится к терапевту с интересом. Отношения углубляются.
Увлечён реальностью. Стремится узнать и присвоить проекции на любом материале. Терапевт для этих целей вполне годится.
Вообще занят углублением отношений, развитием живого, неформального контакта. Учится видеть в других живых людей.
Проблема в том, что окружение за клиентом не поспевает. Если клиент нетерпелив, то на этом этапе часты разводы.
Понимает, что психика и отношения между людьми устроены глубже, чем он думал раньше. Независим от оценок общества. Обнаруживает, что много что в жизни условно, формально и вообще потеряло для него смысл. Испытывает сильную растерянность от потерянных привычных жизненных опор.
Но выработанная в терапии привычка не сваливаться в обычный невроз заставляет его скрипеть зубами, но творчески приспосабливаться к миру. Фактически переживает второе рождение. Нуждается в большой поддержке, чтобы адаптироваться к новому, более глубокому и сложному себе и к миру.
Потихоньку становится по-настоящему человечным. Не причиняет добро, но внимателен к ближним и дальним. Помогает другим просто потому, что это становится его ценностью.
Вообще обретает опору в ценностях. Живёт, исходя из того, что для него важно. Обретает волю без насилия.
Учится по-настоящему уважать себя и других. Уважение тоже становится ценностью.
Вдруг осознаёт вклад своего терапевта в себя, начинает по-настоящему быть ему благодарным. Любит хорошую шутку.
Проблемы в отношениях предпочитает решать. Не любит разрывов. Сам старается не рвать и не ранить. По-хорошему заботлив.
Не агрессивен. Опирается на внутреннюю силу. Начинает любить людей.
Внутренне свободен.
Наслаждается повседневностью. С удовольствием поливает настурции под окном, гуляет с собакой. Ездит в большие и малые путешествия.
Ценит жизнь в каждом моменте. С грустью ясно осознаёт конечность жизни. Наблюдателен.
При смерти горюет, на празднике радуется. В общении отпадает необходимость использовать метаязык: болезни, молчание, знаки, намёки. Говорит прямо. Хорошо понимая и себя, и другого, и весь контекст ситуации.
В чувствах и посланиях ясен и по-хорошему прост. Глаза становятся добрыми.
Другие к нему тянутся.
Продолжение следует…