- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
В психологии существует более 40 теорий личности. И когда я об этом думаю, то у меня возникает вопрос, как можно объяснить такое огромное количество теорий одного и того же явления?
С точки зрения здравого смысла было бы разумно предположить, что существует одна верная, а остальные, стало быть, являются ошибочными. Но в психологии это не так.
Да, конечно, есть разделение наук на фундаментальные, прикладные, гуманитарные. И этим самым можно объяснить отсутствие единой теории в прикладных или гуманитарных науках.
Но, на мой взгляд, здесь есть место для некоторого лукавства, которое использовал Остап Бендер, рисуя своего «Сеятеля». Понимая, что в написании картин нет единого стандарта, он апеллировал к тому, что так он видит мир. У его нанимателей хватило здравого смысла понять этот обман. Но, похоже, такого здравого смысла не хватает в психологии. И такие «Сеятели» чувствуют себя вполне комфортно на просторах психологии, неся от своих создателей остаповское «Я так вижу мир».
Давайте проследим, каким образом родилось такое количество теорий личности.
Каждое направление имеет свою собственную теорию, исходя из которой оно и строит коррекционную или терапевтическую работу. Ну, или должно строить или хотя бы опираться на свою теорию.
Всем известного Зигмунда Фрейда можно смело назвать первым практикующим (консультирующим) психологом. Он первый, кто основал свою школу именно в практической помощи пациентам. В результате своей работы с пациентами в рамках терапевтического процесса он открыл, а верней, построил свою теоретическую модель личности, состоящую из Оно, Я и сверх Я. В общем, нарисовал своего «Сеятеля».
И в результате стечения благоприятных обстоятельств это принесло ему известность, славу и уважение. И в его школу стали собираться те, кто увидел в этом для себя путь к своему профессиональному, да и личному развитию. А позже его лучшие не просто ученики, а уже и друзья, позаимствовав часть успеха самого Фрейда, назвав себя его учениками, отвергли эту теорию и создали свои собственные.
Я приведу список известных нам его учеников:
Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни.
А почему же это произошло? Ну и работали бы дальше в этой концепции. Зачем искать или придумывать новые теории, тем более входя в конфликт со своим учителем?
А происходило это так.
Воодушевленные неофиты учения Фрейда, приступив к работе со своими пациентами, удивленно заметили: то, чему они учились в этой школе, не всегда работает, а скорей всего, и вообще почти не работает. Но отступать они были не намерены, работать хотелось, и в ходе работы, в большинстве своем методом «тыка», начали находить новые инструменты взаимодействия с клиентом. Которые явно противоречили теории Фрейда.
И дело здесь не в правильности или верности способов, а в личности самих психологов, в их личных качествах, обусловивших терапевтические отношения с пациентами. И, конечно же, такое несоответствие должно было быть устранено. Вот и стали появляться теории личности, которые бы соответствовали тем способам, которыми работали эти специалисты.
На данном этапе, проводя консультации уже в течение семи лет, я тоже столкнулся с этой ситуацией. Терапевтические (ладно, в угоду соответствующим правилам назовем их психокоррекционными) методы, помогающие клиентам, в большей своей части противоречат тем моделям личности, которые наиболее известны. Чтобы структурировать эти методы и объяснить их психокоррекционное воздействие, требуется своя собственная теория личности. И мне пришлось это сделать. Вот она в очень кратком изложении.
Личность - это совокупность способов достижения основных потребностей индивида.
В этой теории в личность намеренно не входит набор потребностей. Так как врожденных потребностей только две и они присущи всему живому: жить и размножаться. И все те цели или потребности, к которым стремится индивид, нужны только как способы достижения этих двух потребностей.
С точки зрения этой теории, личность - это конструкт номинализации или, по-другому сказать, опредмечивание глагола в существительное и придание этой категории независимого существования, что является логической ошибкой или метафизикой.
Потому что нет независимого существования личности без ее проявления.
Совокупность поведения мы и называем личностью.
Поэтому само понятие личности является ошибочным и уводящим от понимания причин поведения человека.