- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Отчасти Зигмунд Фрейд был прав. Только в современной психологии взросление ребенка понимается не так просто, как раньше.
Главное, на что мы, психологи, смотрим сегодня – это модель воспитания. Воспитать человека, предрасположенного к невротическим расстройствам, могут как строгие избегающие родители, так и мягкие, любящие. Конечно, если ребенок не находился в комфортный психологической атмосфере, потребуется дополнительная отдельная работа. Но если говорить о предневрозе: важно то, какие модели поведения были привиты в раннем детстве – именно на них строится дальнейшая адаптация.
Немного утрированный, но простой пример: девочке прививают мысль, что нужно быть обязательно хорошей, а термин «хорошая», сознательно или нет, трактуют как «уступчивая».
- Отдай последнюю конфету братику, он же маленький, а ты хорошая;
- Дай свою игрушку подружке в песочнице, ведь она просит, а ты же хорошая, - говорит мама, не обращая внимания, что девочка сама хочет конфету и, конечно, поиграть со своей игрушкой, может быть, даже больше, чем подружка.
Ничего не будет, если подобные случаи происходят редко. А вот когда такое происходит часто, да еще подкрепляется тем, что хорошую девочку любят, а плохую (когда она пытается добиться того, чего хочет сама) – отвергают.
Итак, человек, воспитанный с предневрозом, живет - и вроде бы все хорошо. Но жизнь меняется, обстоятельства складываются по-другому, и в какой-то период возникает трудная ситуация. Причем для каждого типа воспитания, предрасположенного к невротическому расстройству, варианты трудных ситуаций также бывают разными. В том смысле, что другой человек увидит в той же ситуации просто сложную и решит ее. Но если модель поведения идет вразрез с ситуацией – ситуация кажется просто неразрешимой.
Вернемся к нашей уже повзрослевшей хорошей девочке. Предположим, она выросла и влюбилась. Но в нее влюбился еще и другой человек, который привык добиваться своего и просит ее руки и сердца. Воспитали бы ее по-другому - она бы отказала и строила свои отношения с тем, с кем хочется. Но все складывается иначе. Девочка сначала пытается что-то объяснить, но мальчик привык добиваться своего и просит (прямо или косвенно) не обижать его. А она ведь хорошая девочка, поэтому соглашается, следуя своей адаптации, заложенной в период раннего детства.
Ситуация оказывается довольно серьезной. Ведь жизнь – это уже не игрушка в песочнице, не конфетка и даже не домашки, которые она давала списывать в школе, чтобы оставаться хорошей.
Вот здесь и срабатывает механизм невротического расстройства. Она не хочет общества новоиспеченного мужа, но признаться в этом не может ни другим, ни себе. От невыносимости ситуации на помощь приходит симптом. Это может проявиться как психосоматика, как панические атаки, ком в горле, боли психологического характера, ВСД, ГТР и все то другое, что не могут вылечить врачи общей практики (ведь у симптома психологические корни).
Итак, симптом срабатывает, как спасательный круг. Ведь он позволяет остаться ей хорошей девочкой и не находится в обществе мужа.
- Сходи один в кино/ к друзьям/ к родственникам. Езжай один в отпуск – я ведь болею. И спать мы не будем в одной комнате по той же причине.
Симптом при невротическом расстройстве – это способ адаптации. И работает он так, что сам человек ни за что не догадается, что сердце болит (случаются панические атаки и т. д.) по причине внутреннего психологического конфликта. Поэтому, полностью охваченный симптомом и начисто забывший о происходящем в жизни, боясь за свое здоровье, он пойдет к врачам общей практики. И хорошо, если после обследования, обязательно исключив телесные заболевания по проявленному симптому, его отправят к хорошему психологу.
Бывает так, что человек никак не хочет верить, что его здоровье не в опасности, и ходит годами по разным врачам, которые все никак ничего не найдут. Годами лечатся общеукрепляющими и успокаивающими пилюлями, что только усугубляет ситуацию. Медикаментозная терапия, направленная на симптом, в 50% случаях помогает его убрать, но на смену старому симптому приходит более серьезный. И чем дольше невротическое расстройство сидит в человеке, тем дольше и основательнее потребуется работать позднее психологу или психотерапевту.
Что ждет нашу хорошую девочку дальше?
Давайте будем добрыми и представим, что врач общей практики направил ее к хорошему психологу. Психолог помог выявить причины происходящего с ней и рассмотреть несколько вариантов дальнейших действий: какие-то из них предполагают дальнейшее совместное проживание с мужем, а какие-то – нет.