- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Мало у кого из специалистов вызовет сомнение тезис о том, что панические атаки и вегето-сосудистая дистония (ВСД) не являются самой проблемой человека, а лишь симптомами, которые говорят о наличие других проблем. Эти проблемы, как показывает практика, часто имеют глубокие корни и слабую степень осознанности.
Как известно, любой симптом содержит в себе некое послание, которое наше бессознательное пытается донести до человека.
Опыт оказания помощи людям, страдающим паническими атаками, в период с 2011-по 2018г.г. (объем выборки составляет 387 случаев) убедительно показывает, что для людей с паническими атаками и ВСД актуальны три послания. Это простые, но для всех одинаково ценные послания (все гениальное просто). За каждым таким посланием стоит индивидуальный жизненный сценарий и одновременно прослеживаются общие паттерны, неизбежно ведущие человека к паническим атакам или ВСД.
Известно, что у одного и того же симптома могут быть разные причины, и для того, чтобы понять суть послания, необходимо тщательное изучение того контекста, в котором он возникает, то есть подробное знакомство с жизненной историей личности.
Так жить нельзя – находиться длительное время в неудовлетворительном психо-эмоциональном состоянии, не предпринимая решительных шагов для разрешения ситуации и скорейшего выхода из нее.
У всех людей, обратившихся с приступами панических атак и ВСД, до их наступления отмечается неблагоприятный период жизни, однократные или повторившиеся негативные события, вызывающие затяжной стресс, неудовлетворительное психо-эмоциональное состояние.
Одним словом, человек страдал, жил в этом состоянии и позволял себе так жить на протяжении многих месяцев или лет, не решая проблемы. Все это время шло накопление негативных эмоций – тревог, страхов, подавленности, злости, обид. Закручивалась спираль будущих панических атак. В этом смысле панические атаки не просто говорят, а кричат человеку - жить в постоянных негативных психо-эмоциональных переживаниях нельзя, это не менее опасно, чем жить с физической болью и не обращаться за помощью к докторам. Почему с физической болью мы бежим к докторам, а с душевной болью предпочитаем ничего не делать, оставаться в страданиях?
Характерно, что панические атаки или симптомы ВСД начинались часто (но, не всегда) с некоторым запаздыванием, после неблагоприятного периода переживаний, когда человек уже входил в русло нормального психо-эмоционального состояния. Такое запаздывание по данным нашей выборки составляло от одного месяца до двух лет.
В связи с этим наступление панических атак или ВСД для человека являлось полной неожиданностью и никак не связывалось с предшествующим периодом неблагополучия и переживаний. Люди не принимали во внимание этот период переживаний как причину панических атак и ВСД, воспринимая этот период как «нормальное» переживание в своей жизни - кто не страдает, кто не переживает?
Запуск приступов паники и ВСД происходил, как правило, под воздействием некоторого внешнего активирующего события.
Среди активирующих событий наиболее часто встречались:
При отсутствии внешних активирующих событий приступ паники инициировался автоматической мыслью, которая содержала в себе угрозу. При этом угроза, как правило, носила надуманный характер. Такая мысль ошибочна, но у человека к такой мысли существовала высокая степень доверия, часто человек ей доверял на все 100%.
Мысль, запускающая паническую атаку, была мимолетна, оценочна и часто едва уловима. Люди часто этой мысли не замечали и не могли ее вспомнить. Но более подробное исследование с использованием трансовых техник доказывало, что это так на самом деле – люди вспоминали эти мысли. Такие мысли инициировали острый приступ страха, так как человек воспринимает причину приступа как проблему своего здоровья и реальную угрозу возможных тяжелых последствий вплоть до летального исхода. Например, приступ тахикардии воспринимался как «…с моим сердцем не все в порядке, оно бьется так сильно, что может выскочить из груди, а я умереть».
Активирующие события, описанные выше, и автоматические мысли, содержащие угрозу, появляются у всех людей. Но страдает паническими атаками и ВСД не более 10% взрослого населения планеты. Этот факт легко объясняется, если принять во внимание тот неблагоприятный период жизни, который предшествовал их появлению. Период жизни, который прожит так, когда хочется сказать – нельзя жить долгое время в стрессе, в негативном психо-эмоциональном состоянии! Именно в нем скрывается причина появления паники или ВСД.
Так что же происходит с человеком в тот неблагоприятный период жизни, который создает и закручивает спираль панических атак? То, что человек живет не так, как ему хочется. Точнее, он вынужден жить не так, как хочется, не удовлетворяя свои желания и потребности, не достигая жизненных целей, а наоборот, вынужден их подавлять. Это вызывает хронический стресс, неудовлетворенность жизнью. В эмоциональном плане это вызывает у человека раздражение, злость, агрессию, обиды, подавленность, ревность, зависть.
Многие психоаналитики видят причину возникновения панических атак в том, что их наступлению предшествует период накопления злости. И в один «прекрасный» момент накопившаяся злость вырывается из бессознательного и получает разрядку в виде приступов панических атак. Это неверное суждение. Злость, агрессия действительно могут иметь накопление. Но во время приступов паники люди не ведут себя агрессивно. Вегетативная симптоматика панических атак свидетельствует о проявлении реакции страха, но не злости.
Накопление злости является не причиной, а сопутствующим процессом. Формируюет же паническое расстройство основной процесс.
Основной процесс формирования панических атак и ВСД - это накопление, вытеснение и подавление у человека страхов без попыток их успешного преодоления.
Эти страхи выступают ограничителями удовлетворения желаний и потребностей человека, порождают стратегии избегания, отказа от обоснованного риска, не способствуют достижению его жизненных целей. Это как раз и приводит к неудовлетворенности жизнью, ввергает в состояние злости, обиды, агрессии – все происходит не так, как я хочу.
С постоянно актуализированными страхами жить трудно, практически невозможно. Поэтому страхи вытесняются и подавляются. Их место занимает депрессия, злость, раздражение, обиды и телесные симптомы. Но то, что страхи вытеснены и подавлены, вовсе не означает, что их нет. Они сказываются на всем, что происходит в жизни человека, и на переживаемом состоянии. Можно говорить о том, что панические атаки и ВСД – это в огромной степени неосознаваемые страхи, которые проявляют себя на уровне тела вегетативными симптомами.
Можно, конечно, возразить: многие люди живут неудовлетворенными жизнью, в переживаниях, страданиях, и у них не получается удовлетворять свои желания, потребности, добиваться своих жизненных целей - но у них нет панических атак и ВСД.
Все так. Но дело в том, что у людей, у которых появились панические атаки, есть одна особенность - они плохо расшифровывают сигналы своего бессознательного. Не обращают на послания своего бессознательного никакого внимания и не решают проблему.
Ситуация выглядит так – если бессознательное пыталось донести свое послание «мягкими» способами, а человек не обращал на них внимания и ничего не предпринимал, то каким ему языком еще объяснять, что у него есть психологические проблемы, порождающие многочисленные страхи-ограничители?
Искаженные мысли, неадекватно оценивающие вероятности угроз и их последствия - были? Были. А человек на них внимания не обращал. Более того, позднее он на своем личном опыте убеждался, что его мысли преувеличивали угрозу, но не пытался начинать правильно оценивать ситуацию.
Ситуации, порождающие необоснованные страхи - были? Были. Жизнь показывала, что зря боялся, страхи были не обоснованы. Тут бы самый раз их проработать и избавиться. А человек от своих страхов убегал, вытеснял, подавлял, ничего с ними не делал для того, чтобы преодолеть их и избавиться.
Как бессознательному еще донести до человека, что так жить нельзя? Напугать? Да, напугать смертельной опасностью. Ведь как этот человек хорошо «ведется» на страхи, как ему хорошо понятен язык страхов, как бессилен он перед ними! Может, панические атаки заставят человека наконец провести необходимые позитивные изменения в жизни? И он наконец захочет научиться правильно оценивать вероятности угроз и возможные последствия тех или иных событий жизни, ситуации, людей, в том числе себя, свои возможности, и, как следствие, избавиться от своих страхов.
В основе освобождения от панических атак и ВСД лежит работа по освобождению от страхов как осознаваемых, так и неосознаваемых - вытесненных и подавленных.
Если есть необоснованные страхи, это означает, что человек в той или иной степени утратил связь с реальностью. Иногда степень утраты связи с реальностью настолько выражена, что можно говорить – человек «вылетел из реальности». Необоснованный страх – это симптом, который говорит человеку о его искажении восприятия реальности. Но если человек не отреагировал на этот симптом и не устранил причину его появления, что тогда?
Человек подавил и вытеснил свой страх. Но тело не обманешь. Если есть вытесненные и подавленные страхи, будут телесные симптомы, которые проявляют себя в виде панических атак и ВСД. Если человек это поймет и начнет освобождаться от своих страхов, то вся вегетативная симптоматика начнет исчезать. Убрав ограничители жизни, он начнет жить по-человечески, удовлетворяя свои желания, потребности и добиваясь своих жизненных целей, получая радость жизни.
А что человек делает в этом случае? Бежит в больницу и просит, чтобы доктора его вылечили от приступов панических атак. Но врачи с психологическими проблемами людей не работают, что человека сильно расстраивает, и дальше начинается то, о чем говорится в статье "Панические атаки: семь кругов ада" (не буду повторяться).
Так относиться к себе нельзя!
У людей с паническими атаками имеет место специфическое самовосприятие. Как правило, у них существуют глубинные убеждения категорий беспомощности и неприятия. Конкретные реализации таких убеждений, категории беспомощности, с которыми мы встретились на практике, выглядят следующим образом – я слаб, я беспомощен, я ничтожество, я ни на что не способен, я не контролирую ситуацию и другие. Конкретные реализации убеждений, категории неприятия, с которыми мы встретились на практике, выглядят следующим образом – я никому не нужен, меня не любят, я хуже других, я плохой, я не от мира сего.
Живя с такими убеждениями (а глубинные убеждения, как известно, формируются в детстве), человек формирует у себя комплекс промежуточных убеждений, которые непосредственно становятся причинами автоматических мыслей, содержащих угрозу и, как следствие, необоснованные страхи. Со временем развивается комплекс собственной беспомощности и неполноценности. Формируется негативное отношение к себе самому, негативное отношение к своему текущему опыту и негативное отношение к своему будущему.
Как тут не впасть в депрессию? Депрессия окончательно «закручивает» спираль панических атак до такой степени, что «пружина» неизбежно лопается и выстреливает паникой.
И до тех пор, пока человек не изменит свои ложные глубинные убеждения категории собственной беспомощности и неприятия, не стоит надеяться на то, что проблема панических атак будет решена.
Только проработка глубинных убеждений и изменение представления о своих реальных способностях и возможностях позволит человеку добиваться в жизни того, чего человек желает, и именно это приводит к положительному результату.
Жить без цели жизни, значит, лишить свою жизнь чего-то очень важного!
Существует еще одна проблема, которую необходимо решить для полного и безрецидивного прекращения панических атак. Это так называемая экзистенциальная проблема (отсутствие смысла жизни). А для этого нужно найти ответы на вопросы - кто я для мира, почему я здесь, зачем пришел, в чем мое предназначение, какова главная цель моей жизни?
Только осознание своего истинного «Я» и выработка главной цели своей жизни может наполнить жизнь человека смыслом, вывести его на «широкую столбовую дорогу жизни» и предотвратить какие бы то ни было «соскальзывания в кювет и колючие кусты вдоль дороги жизни», которые заставляют человека паниковать.
Во всех 387 случаях нашей выборки людям с паническими атаками и ВСД был задан вопрос – в чем для вас смысл жизни? Во всех случаях на этот вопрос люди отвечали – не знаю, не думал, у меня нет смысла в жизни, либо были какие-то невнятные сомнительные ответы.
У некоторых людей в процессе терапии панических атак и ВСД возникал вопрос – а можно освободиться от панических атак без решения экзистенциальной проблемы, то есть без поиска смысла жизни, определения главной цели жизни? Можно. Но как сделать так, чтобы не создать у себя новых искаженных оценок реальности, порождающих новые страхи, и не повторять механизмы формирования панических атак? Для этого как раз и нужно решить экзистенциальную проблему.
Бесцельное «блуждание» по жизни и есть самая главная проблема, которая «загоняет» человека в прокрустово ложе панических атак и ВСД. Стоит ли повторять пройденный путь?
Человека, который нашел для себя главную цель жизни и движется к ней, на пути подстерегают опасности, и, если это реальные угрозы, он их боится - боится, но продолжает идти дальше, преодолевая страхи. Он проходит дальше, мимо них, они остаются позади. А на необоснованные страхи и их надумывание не остается ни сил, ни времени.