- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Edimus, ut vivamus, non vivimus, ut edamus.
Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
/Сократ
Многие люди страдают от лишнего веса и переедания. Они измождают себя самыми разными диетами и физическими тренировками, достигают эффекта, но очень быстро теряют его, возвращаясь к своему прежнему весу, а порой набирают еще больше. Это происходит потому, что диеты и физические нагрузки никак не затрагивают истинных эмоциональных причин переедания и повышенного аппетита, которые спрятаны глубоко в психике.
Потребность в еде – основная потребность человека. Рождаясь на свет, младенец инстинктивно ищет мать, ищет ее грудь, а когда находит ее, то сразу начинает активно сосать и поглощать материнское молоко, и только после этого успокаивается, чувствуя защищенность и удовлетворение. С самого начала с едой связываются эмоции радости - чувство довольства, счастья, хорошего настроения, ощущение безопасности.
Излишне тревожные матери, у которых нарушена связь с ребенком, пользуются этим волшебным средством успокоения своего младенца по всякому ничтожному поводу и кормят ребенка постоянно, даже если он не голоден, а испытывает совсем другие потребности. Может быть, ему холодно или он мокрый, может быть, он перевозбужден и хочет, чтобы его успокоила мать, может быть, он в тревоге, потому что мать ушла и он думает, что она его покинула. Причин, по которым ребенок может плакать, призывая мать, очень много.
Обычные матери обладают интуитивной способностью понимать своего ребенка. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Бывает, что мать переполнена своей тревогой и поэтому не способна почувствовать, что нужно ее малышу. Возможно, она устала, расстроена, сама находится в депрессии, или она одинока – мало ли по каким причинам. Одним словом, ей не до малыша, она пользуется самым легким и верным средством, она прикладывает его к груди, чтобы он успокоился.
Таким образом, ребенок вместе с матерью не учится распознавать свои эмоции. При любом чувстве дискомфорта, за которым может скрываться масса причин, ребенок привыкает ЗАЕДАТЬ тревогу и беспокойство.
Дети, которые испытывают недостаток любви, хороших эмоций, заботы от родителей тоже приучаются «добирать» эти эмоции в еде. Иногда недостаток эмоциональной любви сочетается с плохими условиями жизни, при этом дети заброшены родителями, они могут плохо питаться физически. Вырастают «голодные» дети, с глубокими расстройствами пищевого поведения.
Во многих семьях существует система поощрения через еду, где вкусная еда – эта награда за хорошее поведение. В психике возникает убеждение – «я хороший, поэтому мне полагается вкусно поесть». В дальнейшем это может трансформироваться в потребность поесть вкусности, сладости, когда мы чувствуем себя плохими, неудачниками, когда мы недовольны собой. Тогда при любых неприятностях мы чувствуем голод, который трудно удовлетворить. Отсюда приступы обжорства в стрессовых ситуациях, особенно вечером, после работы, когда хочется расслабиться и забыть о заботах и проблемах. Мы кормим себя, чтобы почувствовать себя хорошими и любимыми, как в детстве.
Как видно из вышесказанного, причин и механизмов развития нарушений пищевого поведения, в частности, переедания и обжорства, множество. И это не удивительно. Еда - это жизненно важная потребность человека, вся наша жизнь крутится вокруг приемов пищи, зарабатывания денег на эту пищу, приготовления пищи и так далее.
Многие люди зависимы от еды буквально как наркоман зависим от новой дозы. Расстройства пищевого поведения часто подразумевает пищевую зависимость. И от этой зависимости нужно лечиться, потому что на самом деле это болезнь, как и наркомания или алкоголизм.
Мои клиенты или пациенты (чаще это все же женщины) с пищевой зависимостью отмечают, что они получают от процесса еды, от поглощения пищи огромное удовольствие и зависят они именно от этого удовольствия.
Но когда я спрашиваю их, что вы чувствуете, какую эмоцию испытываете, когда вас одолевает желание опустошить холодильник в очередной раз, они практически всегда затрудняются назвать эту эмоцию. Только в процессе терапии постепенно из бессознательного появляются заглушенные и подавленные эмоции, которые и являются этим запускающим приступ обжорства триггером.
Понять себя, определить, назвать и принять эмоции, чувства, когда-то вытесненные в бессознательное и управляющие теперь нашей жизнью – задача терапии пищевых расстройств. Шаг за шагом эта работа проделывается вместе с психотерапевтом на каждой сессии.
В следующих публикациях мы продолжим тему пищевых расстройств
и разберемся, от чего возникает непреодолимая тяга к тому или другому виду еды.
Кто-то пачками поглощает мороженое, кто-то не может жить без острых и соленых снэков, а кто-то без тортиков и пирожных.