- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
…Воспитателям хочется,
чтобы из них получилось подобье прочих,
которых они уже вывели на дорогу -
но подросткам не хочется думать в ногу
и не хочется по приказу мечтать...
Жак Превер
Кризис перехода из детства во взрослую жизнь является центральной вехой в развитии человека. И результат этого прохождения будет накладывать отпечаток на всю последующую жизнь. В психологии этому периоду уделяется особое внимание.
Этот возраст по праву называют и возрастом пытливого ума, жадного стремления к познанию (Жак Превер), возрастом кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности и периодом "бури и натиска" (Ст. Холл) .
Э. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивая, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, уровня когнитивного развития, но и от социализации, а также духовной атмосферы общества, в котором человек живет. Отсюда неопределенность границ подросткового кризиса и возможность его затяжного характера.
Перед подростком встает задача формирования первой цельной формы эго-идентичности. Э.Эриксон дает следующее определение эго-идентичности, остающееся актуальным и сегодня: «Растущая и развивающаяся молодежь, переживающая внутреннюю физиологическую революцию, прежде всего, пытается укрепить свои социальные роли... Появляющаяся интеграция в форме эго-идентичности — это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях...»[1]
Кризис идентичности протекает на фоне экзистенциального кризиса, связанного с обостренным восприятием, вызванным встречей и переживанием основных конечных данностей бытия.
Таким образом, кризис социального рождения «обрушивается» на подростка вместе с открытием им своего внутреннего мира.
Этот доклад является попыткой рассмотреть возможности экзистенциального подхода в консультировании подростков, где основной целью по праву считается помощь клиенту
- в обретении смысла своей собственной жизни,
- в осознании личной свободы и ответственности,
- и открытия своих собственных потенций как личности в полноценном общении с миром.
При этом упор делается:
- на развитии самосознания растущего человека – т.е. на осознании собственных мотивов и выборов, (того, что поможет ему стать автономным и соответственно истинно взрослым);
- на создании собственной системы ценностей, целей, где большее внимание будет уделяться ценностному переживанию своего «Я».
Для подростка это является архиважным, ведь ему предстоит найти свое профессиональное призвание, осознанно и критически переосмыслить весь предыдущий накопленный опыт, усвоенные раннее моральные нормы, и на основе этого сформировать собственные ценности и убеждения.
Свобода и ответственность
Свобода, её ограниченность и ответственность – одна из экзистенциальных данностей, которая рассматривается в экзистенциальной традиции как основополагающая. Именно в подростковом возрасте человек впервые переживает свою свободу не только ситуативно, а в контексте всей своей жизни, где чувство реальности собственного Я дает человеку достоинство и уверенность в наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще называют чувством социальной принадлежности, или реализацией потребности в укорененности (Э.Фромм) [2].
При этом проблема многих подростков заключается в замене свободы иллюзией свободы: считая, что они будут свободны по-настоящему, если начнут делать "всё, что захотят". Но, не имея собственных ориентиров и потому, не зная, чего они на самом деле хотят, оказываются целиком во власти внешних обстоятельств или неподконтрольных им собственных внутренних импульсов.
Экзистенциальный анализ признает человека свободным; однако он признает его не только свободным, но и ответственным.
И.Ялом заявляет об этом так : «осознавать ответственность, значит осознавать творение самим собой своего „Я“, своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств и также своих страданий, если они имеют место» [3]. Это, по существу, означает на самом глубинном уровне реализовать возможность стать родителем самому себе.
Совершенно очевидно, насколько полноценная «встреча» с этим экзистенциальным фактором важна именно в период формирования идентичности.
Ведь ответственность включает в себя не только то, за что человек несет ответственность – это осуществление смысла и реализация ценностей. Это создает возможность для пробуждения в себе духовности. И здесь речь идет о совести. Именно она является проводником, ведущим человека в его ответах на вопросы, поставленные жизнью. Ее негромкий, но настойчивый голос, которым совесть «говорит» с нами, - это неоспоримый факт, переживаемый каждым.
Отношение ко времени
Осознание своей свободы и ответственности растущим человеком, изменяет и его восприятие времени как ценного ресурса развития или важнейшего экзистенциала по М.Боссу [4].
Часто время является для подростка дискретным и ограниченным непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего, либо перспектива будущего отсутствует.
Формирование новой временной перспективы не всем дается легко. Иногда подросток кажется растением, вырванным из горшка. Разорваны, нарушены прежние, устаревшие связи с родителями, с семьей, но новые, собственные позиции еще не сформированы. Растущий человек оказывается в подвешенном, лишенном устойчивости, укорененности состоянии.
Именно этот запрос в консультировании является самым болезненным и часто встречающимся в психологической практике. Ведь развитие и изменение временной перспективы неразрывно связано с переориентацией сознания растущего человека с внешнего контроля на внутренний самоконтроль и ростом потребности в достижении.
И было бы полезным создание условий, чтобы временной горизонт расширялся как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. А то и другое сильно зависит от социальных и культурных условий: позиции растущего человека в семье, стиля родительского воспитания.
Поэтому важный момент консультативного процесса – это актуализация отношения подростка к пониманию времени жизни,( т.е. «времени для…» в противовес физическому времени. Оно, в отличие от физического времени, может расширяться и сокращаться в зависимости от того, как человек внутренне датирует его (например, говоря «у меня еще вся жизнь впереди» или «как убить время?»), и где особое внимание уделяется формированию жизненных планов и целей.
Это помогает осознать:
И позволяет подростку понять, что любая ситуация всегда предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде действия или бездействия. А основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии, где совокупность осуществленных, актуализированных выборов формируют «прошлое», которое неизменно, а вариациям подвержены лишь его интерпретации.
Где «Будущее» - есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность.
Телесность
Противоречивость переживаний в отрочестве - это проба на глубину своего психологического пространства, приближенность к экзистенциальным его характеристикам.
Это время, когда душа человека находит свое место, место среди других людей и место в самом теле человека, которое стремительно меняется, создавая новый дом для растущей же души. В этом доме все должно быть своим, возможно, поэтому подростки так много двигаются, готовы без устали танцевать, кричать, бегать.
Эта потребность в самовыражении через движения не только помогает освоению внешнего пространства, но и пространства своего тела, которое организовано весьма сложно и многоуровнево: от непроизвольных реакций до сложнейших произвольных видов активности; установление иерархических отношений между ними - одна из задач освоения пространства тела в подростковом возрасте. Растущее тело дает много новых переживаний [5].
Подросток переживает период поиска форм проявления своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физического созревания, и это не только физическая сила, но и сила его Я, которая в этом возрасте проявляется в возможности интегрировать разные проявления жизни. Именно это включается в понятие телесности в экзистенциальном анализе.
Понятие телесности шире понятия Тела. Телесность есть проявление человеческой экзистенции, она имеет не только материальный, но также смысловой, экзистирующий характер. Отношение человека к миру всегда находит свое отражение в его отношении к своему телу.
Наше тело всегда как бы простирается дальше вперед и в пространственном и во временном аспекте.
"Границы моего тела совпадают с границами моей открытости миру" - говорит об этом Медард Босс. Поэтому телесные феномены всегда пониматься в контексте меняющихся отношений с миром. А в той мере, в какой мы остаемся закрытыми - в той же мере наша телесность сужается». [4].
Специфика экзистенциального подхода к телу заключается в том, что вне телесности нет экзистенции как таковой, вне телесности нет формы, в которой человек может реализовать свою суть[6].
Причем, отношение к своему телу и своей телесности заключается не в оппозиции или тренировке его как нечто второстепенного по отношению к Эго, а принятии его как одного из важнейших условий своего собственного существования.
И в этом плане остается актуальной позиция М.Босса о том, что необходима работа по собиранию человеческого тела (в более широком понимании как тела Жизни, а не только физической его составляющей) воедино, к большей целостности и цельности.
И здесь необходима работа по развитию чувствования своего тела как выражения своего "Я". Уделяется особое внимание связи человека с миром, развивается чувствование собственной нераздельности с другими людьми и с миром.
Базовый принцип тренировки - от тела к более широкой реальности, например, от собранности физического тела, к собранности на бытийном уровне, к собранности как таковой вообще, к использованию специальных упражнений, развивающих чувствительность к прозрачности тела. Особое внимание при этом уделяется правильному дыханию и тонусу (собранности) [7].
У подростков есть свойственное их возрасту переживание своего одиночества, своей непричастности к другим людям, может быть, это тот шанс, который в виде этих подростковых переживаний дан всему человечеству, и это шанс остановиться, задуматься и посмотреть на себя со стороны.
Именно это делают подростки - они смотрят на жизнь взрослых с дистанции младших, которые уже чувствуют в себе силы быть старшими. Эта дистанция - удаленность от взрослой жизни, позволяет им сблизиться со сверстниками с одной стороны, и открывать свой собственный мир – мир смысла, ведущий к самоактуализации. И открывать свой мир в своем одиночестве, осознавая свою уникальность и неповторимость, авторство собственной жизни.
Для экзистенциальной философии (в различных ее вариантах) характерно стремление показать, что чувство одиночества не является результатом чисто внешних и случайных обстоятельств жизни человека, оно коренится в самом его бытии, в способе существования "Я".
Эта изначальная обособленность человеческого бытия представляется экзистенциалистами в двух аспектах, которые можно обозначить как "одиночество-неслиянность" и "одиночество-ответственность" [8].
Одиночество не означает "быть одному – единственному" – как раз единственность не имеет ничего общего с одиночеством. Понятие одиночества предполагает, что "я" существую в мире, что мир есть – минералы, растения, животные, другие люди. И "я" должен налаживать отношения со всем этим, искать согласованности своего существования с другими существованиями, искать единства, но не такого, какое возникает у двух жидкостей, слитых в один сосуд, а единства принципиально неслиянных существований. (Хосе Ортега-и-Гассет) [8].
Мы совершенно одиноки в выборе своих поступков. Я не в состоянии ни на кого переложить тяжесть принятия моего решения и ответственность за это решение. Я обречен выбирать сам (Жан Поль Сартр) [8].
Смысл жизни
И это проявляется еще в одной важнейшей задаче периода отрочества - освоении пространства жизни во всей его полноте и целостности.
Необходимо налаживать, обустраивать жизнь, отстаивать и воплощать то, что сам считаешь правильным.
И дорога эта не предопределена: то, что связано с будущим, всегда открыто. И задача человека сводится к тому, чтобы решить, как он будет с этим обходиться, как устроит свою жизнь в этом мире.
Таким образом, растущий человек встает перед необходимостью выбирать между предоставляющимися ему жизнью возможностями.
В этом и проявляется "обреченность» осуществления Выбора.
В конечном счете, в результате анализа подросток приходит к осознанию, что он Сам и только Сам создает свою жизнь.
И что, если жизнь рассматривать экзистенциально, можно выделить три ее стороны.
Жить – означает:
Таким образом, в самых общих чертах можно охарактеризовать ценности переживания, созидания и формирования личной жизненной позиции, которые указывают растущему человеку три пути к наполненной смыслом жизни.
И эти принципы занимают важное место в системе экзистенциального анализа и активно используются в практике консультативного процесса для подростков.
Кроме этого важно отметить,
- что экзистенциальный кризис периода отрочества создает условия для глубокой, сложной, творческой, и главное своевременной переработки экзистенциальных данностей, что в свою очередь позволяет успешно решать задачу возраста;
- и что процесс осмысления своей жизни как данности бытия молодыми людьми зачастую впервые происходит в процессе психотерапии и психологического консультирования.
И это имеет несомненную ценность для будущего человека.
Использованная литература
1.Э.Эриксон. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 1996
2. Э.Фромм. Здоровое общество. М., АСТ, 2006
3. И.Ялом. Экзистенциальная психотерапия. М., Класс, 2004
4. В.Летуновский. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики. М., 2001
5. Г.Абрамова. Возрастная психология. М., «Академия», 1999
6. Дюркхайм Калфрид. О двойственном происхождении человека. - Спб., - Импакс, 1992
7. Летуновский В.В. Экзистенциально-инициальная терапия Калфрида Дюркхайма. http://hpsy.ru/public/
8.А.Демидов. Феномены человеческого бытия. М., Экономпресс, 1999
9. А.Ленгле. Жизнь, наполненная смыслом. М., Генезис, 2006