Жизнь после травмирующих событий. Посттравматический рост

main_img

После травмирующих событий люди действительно растут,
однако не всегда точно вспоминают и описывают процесс и характер изменения.
/ Стивен Джозеф

Современный человек часто сталкивается с трудностями в межличностных отношениях, с социально-экономическими кризисами в обществе, с региональными конфликтами, стихийными бедствиями. Подобные события могут быть достаточно травмирующими для людей. Степень влияния травмы на человека зависит от субъективной оценки события, от восприятия события как угрожающего жизни и здоровью. Психическая травма никогда не проходит бесследно, но она способна не только разрушить человека.
Люди, которые рассказывают о своём «преображении», как правило, говорят о том, как изменились их взгляды на жизнь и их приоритеты, о том, что они стали иначе оценивать себя и свои возможности, о том, что возросла близость и любовь к окружающим, а отношения с другими людьми вышли на новый, более глубокий уровень. Для описания подобных перемен больше всего подходит словосочетание «посттравматический рост» [1c, c.103].

Травма побуждает нас задуматься о наших ценностях, мотивах, приоритетах. В результате мы нередко отказываемся от прежних взглядов на жизнь и создаём новые ценности, мотивы и приоритеты. В этом смысле идея роста в результате травмы близка к буддийскому представлению о том, что тот, кто испытал невзгоды, прочнее стоит на ногах перед лицом новых тягот, а страдание преподаёт полезные для жизни уроки [1, c.165].

Переживая травмирующее событие, нередко люди становятся сильнее и мудрее. Яркий тому пример - психолог из концлагеря Виктор Франкл. Виктор Франкл один из всей семьи сумел выжить в нечеловеческих обстоятельствах и справиться с запредельным дистрессом [1, c.33]. Франкл считал, что шансов выжить было больше у тех, кто мог найти смысл жизни, несмотря на весь творившийся вокруг ад.

Знаменитый писатель и психотерапевт Ирвин Ялом писал о том, как смысл жизни прорастает из страданий, вызванных болезнями, которые угрожают жизни [1, c.35]. Жизнь наполняется смыслом, и у людей появляется цель, ради которой стоит жить. Смысл жизни в трудные времена можно находить и в обыденных вещах, например, смысл можно увидеть в красивом небе, в густой зелёной траве, в деревьях, смысл в природной красоте и созерцании, смысл в том, что можно хоть на минуту порадоваться и восторгаться природой.

После травмы у людей меняется мировоззрение. Изменяются ценности – маленькие повседневные радости становятся важнее дорогостоящих вещей или громких побед [1, c. 107-108].

Некоторые склоняются перед лицом невзгод, однако быстро восстанавливаются (Smith, Dalen, Wiggins et al, 2008) [цит. по 1, с.104], и это напоминает жизнеспособную ветку дерева, которая под влиянием сильного ветра гнётся, но не ломается. Затем вновь возобновляет свой рост и развитие.

Исследователь С. Джозеф обратил внимание на то, что посттравматический стресс зачастую становится двигателем посттравматических перемен [1, с.103]. Определённая степень посттравматического стресса, по всей видимости, способствует посттравматическому росту. Но если уровень посттравматического стресса зашкаливает, вероятность роста падает [1, c.128], тогда можно говорить симптомах посттравматического стрессового расстройства.

Однако люди могут страдать, но их самооценка, взгляды на жизнь, приоритеты, планы на будущее и образ жизни изменяются под влиянием пережитого в лучшую сторону (Lepore, Revenson, 2006 ) [цит. по 1, с.105].

Люди по-другому смотрят на жизнь, расставляя приоритеты. Начинают больше времени проводить с близкими, ценят жизнь, каждое мгновенье, иногда проживают каждый день, как последний, и от этого чувствуется полнота жизни.

По словам Уэйт: «страдания становятся творческой и позитивной силой» [1, c.186]. Многие начинают писать стихи или рисовать картины, описывать свои переживания в произведениях искусства.

Все переживают и преодолевают травмы по-разному. Кто-то прибегает к деструктивным способам (злоупотребление алкоголем, игромания, необоснованные траты денег, езда по городу на автомобиле, мчащемся на огромной скорости). Способы могут быть различными и не всегда приводят к росту и пользе для жизни.

Учёными были выделены стратегии преодоления травмы, приводящие к посттравматическому росту.

  1. Рассказывая истории, человек получает возможность расти. Истории - это путь, которым идёт преодоление [1, c. 189-190].
  2. Обращение к окружающим за поддержкой – важная стратегия преодоления травмы [1, c.175]. Проговаривая пережитое в компании человека, готового оказать поддержку, мы преобразуем тяжелый травмирующий опыт в посттравматическое развитие [1, c. 174].
  3. Религия нередко способна помочь человеку. Люди религиозные после травмы могут ощутить, что вера их окрепла. Религия дарует людям чувство осмысленности [1, c.176 -177].
  4. Активная роль в процессе создания собственной жизни способствует посттравматическому росту [1, c.197].
  5. Ответственность за свою жизнь помогает преодолеть невзгоды. Важно взять ответственность за свою жизнь (за грамотное использование стратегий преодоления трудностей).

Стоит отметить, что для людей, переживших несчастье, Американская психологическая ассоциация разработала учебные материалы, посвящённые оптимальным способам преодоления случившегося:

  • налаживать отношения с окружающими;
  • не считать, что кризис непреодолим;
  • принять тот факт, что перемены являются частью жизни;
  • идти к своей цели;
  • принимать решения и выполнять их;
  • стремиться узнать новое о себе;
  • развивать положительную самооценку;
  • учиться на прошлом опыте;
  • сохранять надежду;
  • заботиться о себе [1, c.204-205].

Кроме того, роль человеческих отношений имеет исцеляющее воздействие на человека, пережившего травму.

В вопросах посттравматического роста сами по себе отношения уже являются важным средством излечения [1c. 205]. У травмированного человека всегда есть потребность в заботе и сопричастности с кем-то. Оберегающие отношения способствуют жизнеспособности человека.

Стоит отметить, что сопереживание себе может на удивление сильно повысить благополучие [1, c.217].

Исследования показывают, что, когда человек борется с трудностями, ему необходимо:

  1. встретить реальность лицом к лицу, а не отрицать её;
  2. принять тот факт, что беда произошла, а не радостно ей поддаться;
  3. взять на себя ответственность за свою дальнейшую жизнь, а не винить себя в своей злосчастной судьбе [1, c.282].

Таким образом, помимо деструктивных способов совладания с травмой, существуют способы, благоприятно воздействующие на человека, приводящие к посттравматическому росту и развитию в жизнедеятельности. Предложенные стратегии Вы всегда можете использовать в повседневной жизни. Они помогают справиться не только с глобальными катастрофами, но и с повседневными неприятностями.

Посттравматический рост способствует изменению жизни в позитивную сторону, но не всем людям «дано расти и преображаться». Выбор стратегий поведения в кризисе у каждого человека зависит от его ценностей, смыслов, воспитания, уровня интеллекта. Уже сейчас можно говорить о том, что посттравматический рост - это то, к чему должен стремиться человек, находясь в неблагоприятных условиях среды. Сам факт того, что люди могут вспоминать о посттравматическом росте, о том, что он имеет место быть в ситуациях травмы, может привести к значительному положительному изменению в жизни.

Да, не всегда в период невзгод получается думать о росте и развитии,
но эмпатическое слушание, заботливое отношение со стороны психолога, а также напоминание о существовании посттравматического роста могут улучшить состояние человека в период проживания психической травмы.

Литература

  1. Джозеф С. Что нас не убивает. Новая психология посттравматического роста / Стивен Джозеф (пер. с англ. И.Ющенко). - М.: Карьера Пресс, 2015. - 352 с.
  2. Lawrence G. Calhoun, Richard G. Tedeschi The Handbook of Posttraumatic Growth: Research and Practice, 2006.
Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ