- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Никто ещё не заблудился,
следуя своему внутреннему голосу.
/ Генри Дэвид Торо
Главная мудрость, главное знание для практического психолога состоит в том, что для здоровья человека самым неблагоприятным является наличие у него глубоко спрятанных конфликтов, влекущих за собой страдания, причина которых остается скрытой для сознательной части его личности.
Да, истинная причина наших бед часто прячется от нас самих с помощью всевозможных уловок, которые вырабатывает так называемая «бессознательная», то есть образно-символическая часть психики, отключая «чистое виденье» в нужный момент времени и транслируя вместо реальности узнаваемый и мучительный образ, тот или иной. Образуется и растет «слепое пятно души».
Эти уловки, поскольку, как получается, разработаны для себя же самим же человеком, ему в одиночку не побороть и не обойти. Здесь-то и необходим сторонний взгляд профессионала, который сможет отделить подлинное от надуманного и предложить способы наилучшего возвращения человеку «авторства» в жизни.
Многим людям это совершенно необходимо, так как уловки сознания разрастаются у них со временем до масштабов самостоятельных проблем: зависимостей, фобий, нарушений здоровья, потери веры в себя, систематического принятия «неудачных» решений, потери силы и желания меняться, потери доверия к людям и так далее. Вот тогда-то они обычно и обращаются за помощью.
Со всеми проблемами должен уметь помочь справиться терапевт. Он это делает, как умеет, способов масса и не все одинаково хороши в каждой ситуации. Но цель остается одна - предоставить человеческому сознанию выбор, какой он раньше не мог для себя увидеть, в результате чего у него начинается постепенное разрешение всех проблемных жизненных сюжетов.
Терапевту необходимо быть готовым к тому, что на пути сознания клиента к его глубинным конфликтам будут стоять многочисленные рамки образно-символической природы, на поверхности выражающиеся в субъективно значимых, часто эмоционально насыщенных, но плохо осознаваемых действиях и суждениях.
Расчистить дорогу через них к ядру проблемы помогает деятельность, включающая работу с символами и образами сознательной части личности. В этом арт-терапия не знает себе равных по гибкости, безопасности и внешней привлекательности методик.
Термин "Арт-терапия" (Art Therapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г и сейчас известен во всем мире. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие ее способностей к самовыражению и самопознанию.
На сегодняшний день крепко доказан тот факт, что арт-терапия помогает не только избавиться от стрессов, переутомления, депрессии, эмоциональной боли, решить семейные проблемы, облегчить переживания ухода и потери, различных лишений, поспособствовать изменению поведения и восприятия окружающей действительности, общему развитию эмоциональных и социальных сторон личности - но и передать навык саморегуляции человеку на случай повторения проблем.
Особую ценность арт-терапии составляет то, что она является предельно естественным и уже поэтому - бережным методом исцеления и развития человека. Арт-терапия подразумевает увлекательную деятельность, позволяющую запросто обходить "цензуру" сознания и вытаскивать наружу скрываемые и подавленные состояния, вытесненные травмы ровно в той степени, в какой человек сам к этому готов.
К техникам терапии искусством относятся любые терапевтические техники с применением форм искусств: от рисования, лепки, литературы, сказительства, стихов и музыки до фотографии, кино, театра и иных форм лицедейства, различных прикладных искусств.
Терапевту, решившему применять арт-техники, стоит иметь в виду, что существует и целый ряд игротерапевтических методов, многие из которых стоят на грани арт-терапии, но делают упор на сюжетную сторону деятельности. А любая терапия с привлечением сюжетов, персонажей, ролей и конфликтов – это всегда, своего рода курс «прививок» от возможных душевных травм и потенциально опасных решений, в которые может войти человек в будущем, при личном переживании тех или иных трудностей.
Игровая деятельность и игровое взаимодействие потрясающе подходит для разминок, знакомств и разрядок отдельных клиентов и групп, но может выступать и самостоятельным методом, при котором мудрость и гармония как бы естественно вырастают в человеке.
Арт-терапия и игротерапия полезны и взрослым, и детям.
Детей эти методы учат приятно и свободно применять свою жизненную энергию, достигать осознанности. А взрослым они помогают, наоборот, вылезти из клетки необходимого в повседневности самоконтроля и вернуться за своей жизненной энергией в глубины внутреннего мира (который, как известно, родом из детства).
Да, там внутри, в глазах внутреннего ребенка, нас всех ждет истинное знание жизни. Этот ребенок может научить нас, как сбросить маски и почувствовать кожей лица свежесть мира, помочь вспомнить о чувстве доверия, увидеть возможность поддержки и опоры в окружающих людях и себе, соприкоснуться с вечно-живой гармонией творческого Я, вернуть себе радость действия и познания вселенной.
Работа терапевта при этом заключается в том, чтобы понять истинные причины переживаний клиента на его пути ко внутреннему ресурсу. С помощью соответствующих вопросов терапевт должен мягко помочь прояснить, объективировать содержание созданного или взятого для рассмотрения произведения и понять актуальные на момент сеанса личные смыслы клиента.
В процессе арт-терапии изменяется отношение человека к самому себе через изменение отношений к своему прошлому (в травматических опытах, переживаниях и болезнях), будущему (в ожиданиях и целях) и настоящему (во взаимоотношениях с близкими и в ценностных установках).
Достигнутый психотерапевтический эффект не заставляет себя долго ждать. Он проявляется через упорядочивание и гармонизацию самих актов образно-символического самовыражения клиента, а так же в его эмоциональных оценках происходящего на сеансе. Поэтому терапевту здесь намного проще, чем при многих других формах терапии, понимать, в правильном направлении движется клиент или нет.
Чем ярче будут преобладать мотивы «красоты, любви, доверия, счастья» в словах и произведениях клиента – тем, очевидно, лучше стало его внутреннее состояние.