- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
В последнее время мне очень часто приходится рассказывать новым клиентам о преимуществах краткосрочной психотерапии перед долгосрочной.
При определенных психологических проблемах во многих странах Европы долгосрочная терапия оплачивается не самим клиентом, а медицинскими страховыми компаниям. В том случае, если терапевт и клиент предпочитают длительное лечение, то они будут счастливы работать вместе долгие годы. Но есть ли в этом необходимость в действительности?
Сторонники долгосрочной терапии утверждают, что тяжелые психологические расстройства требуют многих лет терапии. Это действительно так, но лишь немногие клиенты действительно страдают от серьезных психологических расстройств. На сегодняшний день тревога и депрессивные настроения являются главными причинами, из-за которых клиенты обращаются за психологической помощью, а вот частота обращений, например, с шизофренией - очень низка.
По моему опыту, большинство людей обращаются за терапевтической помощью по вполне определенным вопросам:
и именно поэтому чувствуют грусть и депрессивное настроение. Для решения этих проблем не требуется многих лет терапии, а в некоторых случаях достаточно лишь несколько сессий.
В самом начале терапии очень важно сформулировать желаемый результат. Без ясной цели можно блуждать в прошлом и настоящем клиента очень долгое время, при этом нет гарантий, что произойдут какие-либо изменения и улучшения в жизни.
В моей частной практике были клиенты, которые потратили годы на психоанализ или глубинную терапию до прихода ко мне на прием, но так и не смогли справиться со своими страхами, успокоить тревогу и достичь определенных жизненных целей. Однако, применяя краткосрочные методы (например, позитивную терапию, когнитивно-поведенческую, гештальт, телесно-ориентированную, арт-терапию или EMDR), заметное улучшение можно получить уже в течение нескольких недель.
Если клиентка приходит ко мне и говорит, что в прошлом году она была недовольна своим мужем, я не спрашиваю, как многие психоаналитики: «Как Вы к этому относитесь?». Я уже и так предполагаю из ее слов, что она была несчастна.
Когда она спросит меня, что я думаю, что она должна делать, я не отвечаю на вопрос вопросом: «Как Вы думаете, что вам следует делать?». Если бы она знала, она бы не спросила меня о моих мыслях.
Вместо этого я спрашиваю: «Чего может Вам не хватать в этих отношениях?». Затем мы вместе ищем возможные способы заполнить эти пробелы или, возможно, завершить отношения без негативных последствий.
Вместо того, чтобы останавливаться на прошлом и рассказывать истории из детства, я призываю клиентов найти в себе силы, чтобы принять изменения в жизни. Моя цель – помочь раскрыть клиенту внутренние ресурсы и дать навыки, необходимые для противостояния страху перемен.
Согласно исследованию, опубликованному в «American Journal of Psychiatry»,
Определенная цель или контракт на психотерапию будет влиять на длительность лечения. Если контракт заключается в лечении фобии, этого можно достичь быстрее, чем преодолеть постоянное чувство изолированности от других людей на протяжении всей жизни. Однако даже в том случае, когда контракт предполагает длительное лечение, периодичность терапии может быть иной.
Например, 5-7 психологических сессий вначале и еще 10 сеансов, равномерно распределенных в течение всего года. Есть даже преимущество в таком распределении сеансов: клиент учится автономности и убеждается в своей способности осуществлять важные жизненные изменения без постоянного присутствия терапевта.
По данным журнала «Counseling Psychology», состояние клиентов улучшалось наиболее резко между 7 и 10 психологическими сессиями. Тем не менее, терапевты, практикующие психоанализ или глубинную психотерапию, проводят более 22 сеансов, прежде чем заключить, что положительная динамика отсутствует. К сожалению, только 12% из этих специалистов решают приостановить терапию и направить своих застойных пациентов другому практикующему психотерапевту.
Популярные заблуждения подкрепляют веру в то, что терапия заключается в «отдыхе на диване» и дает возможность клиенту поговорить о своих проблемах. Разумеется, терапевт зависит от денег клиента, а клиент в свою очередь зависит от терапевта, получая прочную эмоциональную поддержку. Для многих клиентов вполне достаточно, когда их кто-то слушает, но такие сессии не приносят качественного изменения в их жизни.
Лично я чувствую себя виноватой, когда клиент тратит много времени на терапию вместо того, чтобы получать радость и удовольствие от жизни. Я верю в эффективность кратковременной терапии и ожидаю от каждой психологической консультации важных для клиента изменений, которые он будет самостоятельно прорабатывать между сеансами. Если клиент предпочитает долговременный подход, то ему придется найти другого терапевта.