- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Рождаясь, ребенок пытается вернуться к состоянию абсолютной обеспеченности и беззаботности.
Он не нуждался в чреве матери в активном участии в собственном жизнеобеспечении.
Он не прилагал никаких усилий к поддержанию благополучного существования.
В момент рождения он подвергается «жестокому изгнанию». Момент рождения в его предполагаемом представлении равен моменту символической смерти.
И теперь, оказавшись в совершенно враждебной среде, не поддерживаемый более материнским организмом, младенец вынужден активировать собственные ресурсы жизнеподдержания и в первую очередь свою способность дышать.
Мы посмотрим на процесс развития младенца в первые месяцы его жизни с точки зрения известного венгерского психоаналитика Шандора Ференци. Для этого попробуем проследить мысль, которую он изложил в статье «Ступени развития чувства реальности», вошедшую в сборник его работ, изданный под названием «Теория и практика психоанализа».
Эту статью он начинает с упоминания первичной и вторичной психических стадий, с отнесения зверей, дикарей и детей к «примитивным существам», которым он противопоставляет взрослого, «нормального», здравомыслящего человека, относительно свободного от поглощающих психических состояний - сновидение, фантазия, невроз.
Ференци разворачивает его мысль относительно формирования чувства реальности, шаг за шагом в своем рассуждении следуя за развитием психики новорожденного.
Чувствующий взрослый, находящийся рядом, вступает в первое взаимодействие с новорожденным, оказывая ему всяческое внимание, согревая его, заботясь о тепле и насыщении малыша. Тем самым этот взрослый поддерживает иллюзию новорожденного в его всемогуществе.
Со временем уже не все случается само собой. Ребенок вынужден использовать «магические» телодвижения, подающие знак взрослому (кряхтение, плач и прочее). Но ощущение всемогущества не пропало, оно приобрело лишь несколько иной смысл. Малыш все еще остается центром вселенной, но в этой вселенной постепенно начинает появляться магическое сверх-существо, понимающее ребенка посредством магической силы.
Пройдет еще много времени, прежде чем этот маленький человек научится понимать, что не он центр вселенной, но лишь часть ее. И тогда можно было бы сказать, что он благополучно достиг стадии реальности, а стадия удовольствия им пережита и осталась в прошлом.
Ференци называет стадию всемогущества ступенью интроекции, а стадию реальности - ступенью проекции. В статье описывается взаимосвязь нарушений подобного разделения на внешнее и внутренне с серьезными психическими нарушениями.
Ференци задается вопросом - представляет ли собой развитие ребенка плавное течение или же оно имеет четко ограниченные фазы? И если так, то где мы могли бы обнаружить границы таких стадий/фаз.
В своем наблюдении людей, страдающих неврозом навязчивых состояний, Ференци вслед за Фрейдом отмечает нечто, что могло бы быть отнесено как раз к такому промежуточному этапу. Такие люди обладают набором магических представлений и словесных заклинаний, способных свершить чудо или спасти и уберечь от несчастья.
В статье страдающий неврозом навязчивых состояний сравнивается с маленьким ребенком, не имеющим в своем воображении связующего звена между непреодолимым желанием и исполнением оного. Такой человек ждет исполнения желания, словно тот малыш, что тянет ручку к заветному предмету или любой ценой пытается придаться приятному ощущению, ожидая непременного исполнения своего желания, не допуская никаких промедлений и отказов.
Таким образом, анализ пациентов показывает, что будто частичка их душевной жизни задерживается на той ступени развития, когда нет пока еще возможности отличить поступок от желания, в то время, как личность в целом продолжает свое развитие, оставляя данный конфликт вытесненным.
Ференци подчеркивает обоснованность его предположения о том, что именно желание вернуться к прежнему благу всемогущества подталкивает развивающуюся психику к различным фиксациям в процессе взросления человека. У ребенка есть все основания полагать, что такое возвращение возможно уже потому, что подобный опыт всесилия и безграничного могущества уже имеется в его бессознательной памяти.
Вид будущего заболевания зависит от того, «в какой фазе развития «Я» и в какой фазе развития либидо произошло решающее торможение
- цитирует Ференци Фрейда и добавляет –
…мы думаем, что желание, являющееся содержанием невроза (то есть виды и цели эротики, которые выражаются в конкретных симптомах так, как будто они осуществлены), зависит от фазы развития либидо в момент фиксирования, в то время как механизм невроза, вероятно, определяется стадией развития «Я», в которой индивидуум находился к моменту решающего торможения.
Он описывает процесс формирования представления о внешнем, не зависящем от желаний и воздействия ребенка, мире. Ребенок вынужденно отделяет от своего «Я» все то, что не поддается воздействию его «магической силы». И то, что отделилось, становится «внешним миром». Тогда как его чувства и эмоции продолжают оставаться его «внутренним миром».
Нужно отметить, что именно адекватное возрасту ребенка отсрочивание исполнения желаний помогает создать чувство реальности, а следовательно, способствует здоровому развитию личности маленького человека.