Винни-Пух и все-все-все - типы привязанности

Раздел: Статьи
Категория: Дети
main_img

Просто о сложном:
иллюстрация типов привязанности и их специфики на примере героев сказки о Винни-Пухе.

Всеми любимая сказка про Винни-Пуха и его друзей – не только кладезь цитат и афоризмов, но и наглядная иллюстрация типов привязанности.

По всем признакам бодрый Винни-Пух обладает надежной привязанностью,

меланхоличный Иа-Иа проявляет ненадежный избегающий тип привязанности,

а нервозному Пятачку свойственна, скорее, ненадежная тревожно-амбивалентная привязанность.

Но сначала немного о самом феномене привязанности, которая зарождается в раннем возрасте. Между ребёнком и взрослым, чаще всего матерью, устанавливается эмоциональная связь, которая особенно сильно проявляется, когда ребёнок ищет утешения при переживании тревоги и страха, в случаях новизны ситуации, опасности, стресса. Привязанность дает ребёнку ощущение защищённости, безопасности, комфорта.

Поскольку психика младенца только формируется, и он еще не обладает способностью к саморегуляции, то привязанность к взрослому с первых месяцев жизни становится катализатором психического развития.

В формировании того или иного типа привязанности играют роль как темперамент младенца и другие биологически обусловленные особенности, так и способ взаимодействия значимого лица с ребенком, чуткость и отзывчивость взрослого. Немаловажным фактором является и то, какой тип привязанности сложился у этого взрослого человека в его раннем детстве по отношению к его родителю(-ям), так как эта ранняя модель привязанности переносится на значимые отношения в последующей жизни.

Различные типы привязанности отличаются степенью доверия к миру, чувством безопасности и готовностью исследовать окружающую обстановку, обращаясь за поддержкой к матери или замещающему её лицу. Кроме того, современные исследования подтверждают, что надежный тип привязанности облегчает интеграцию ребенка в среду сверстников, а ненадежная привязанность – создает препятствия в общении с другими детьми и взрослыми.

Давайте теперь вернемся к героям сказки и попытаемся на их примере рассмотреть типы привязанности.

Винни-Пух активен, весел, предприимчив, он легко идет на контакт и не ждет подвоха от окружающих. Медведь вполне доволен собой и не страдает от каких-либо комплексов, а его самооценка, возможно, даже чуть выше его реальных способностей.

«У меня правильнописание хромает. Оно хорошее, но почему-то хромает», - отвечает Винни на вопрос Совы о том, умеет ли он писать. Но и самоиронии ему не занимать. Винни производит впечатление разностороннего гармоничного персонажа с надежным типом привязанности.

Если пофантазировать о его детстве, то можно предположить, что мама-медведица внимательно воспринимала сигналы своего ребенка, верно их интерпретировала и своевременно на них реагировала, была чуткой, нежной, эмоциональной. Вероятно, она давала Винни достаточно свободы, поощряла его исследовательское поведение, веселье и маленькие шалости, но всегда была готова обнять, успокоить и позаботиться о ребенке, когда он пугался незнакомых зверей или непривычной ситуации.

Как было подтверждено в ходе многочисленных экспериментов, в которых участвовали дети в возрасте от одного до полутора лет, малыши с надежным типом привязанности на расставание с мамой (или с замещающим ее человеком) реагируют плачем, зовут и ищут ее, испытывая явный дискомфорт. Но когда мама возвращается, они радостно ее встречают, протягивают к ней ручки, просят утешения, а через короткое время возобновляют свою игру, прерванную уходом матери.

Совсем иной тип привязанности сформировался у ослика Иа-Иа, страдающего депрессивной симптоматикой. Ниже приведено несколько примеров высказываний ослика:

- Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар! (перейдя озеро вброд) Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше…

- Доброе утро, Винни-Пух. Если оно вообще доброе. В чём я лично сомневаюсь…

Меланхоличный, замкнутый, недовольный собой и окружающими Иа-Иа, скорее всего, воспитывался достаточно холодными, отстраненными родителями. Также может быть, ухаживающие за осликом взрослые постоянно менялись. Это наводит на мысль о сформировавшемся у Иа избегающем типе привязанности (один из двух видов ненадежной привязанности).

При проведении упомянутых выше экспериментов дети этой группы не огорчаются при разлуке с матерью (или замещающим ее лицом), но игнорируют её при встрече. В их отношениях присутствует отчуждение и отсутствие чувства безопасности у ребёнка.

Парадоксально, но факт:
несмотря на отсутствие протеста и яркой реакции на расставание, дети переживают этот момент как стресс, о чем свидетельствуют показатели физиологических и психологических изменений в реакциях данной группы испытуемых. Получается, что ребенок с избегающим типом ненадежной привязанности испытывает всю ту гамму чувств, что и дети с надежной привязанностью, только не демонстрирует их вовне.

Избегающий паттерн привязанности - это поведенческая стратегия ребенка, которая помогает ему приспособиться к раннему окружению. Малыш хочет быть ближе к родителям, но они не отвечают на его потребности, поэтому увеличение дистанции является компромиссом – так ребенок может оставаться в контакте с родителями, не раздражая их.

Можно наблюдать, как ребенок сдерживает свои естественные поведенческие проявления: не протестует при расставании с родителем, не кричит и не плачет, не цепляется за него.

Дети с избегающей формой привязанности зачастую защищаются от своих аффектов (сильных чувств) с помощью когнитивных процессов. В подростковом и взрослом возрасте такой человек может выглядеть отстраненным, замкнутым, сухим, предпочитающим чтение книг живому общению, он любит философствовать на отвлеченные темы, оперировать абстрактными понятиями, но с трудом может выразить собственные чувства. На вопрос «Ты меня любишь?» такой человек с большой долей вероятности предпочтет уклончиво ответить: «А что такое любовь? Как ее оценить или измерить?».

Другой вид ненадежной привязанности - тревожно-амбивалентный, больше соотносится с образом Пятачка. В сказке он изображается нервным, тревожным, боязливым, немного неуверенным в себе и зависимым от других.

Дети этой группы отличаются тем, что гневно реагируют на уход матери (или замещающего ее лица), но не идут на контакт с ней при встрече. Сопротивляются, когда она берёт на руки, хотя, очевидно, требуют внимания. Ребёнок демонстрирует двойственное отношение к матери и отсутствие чувства безопасности. Детям с тревожно-амбивалентной привязанностью свойственна повышенная эмоциональность, когда чувства захлестывают разум и нарушают когнитивные процессы.

На примере Пятачка можно предположить, что амбивалентность, или двойственность, могла возникнуть в отношениях между ним и его мамой вследствие гипертрофированной опеки с ее стороны. Возможно, мама привязывала его к себе сверх меры, избыточно контролировала и слабо замечала стремление ребенка отделяться от нее и исследовать окружающий мир.

Не исключено, что мама-свинка воспитывала Пятачка одна, и ребенок в какой-то степени был для нее надежной эмоциональной базой, которую она боялась потерять. Тревожность мамы в сочетании с естественными импульсами ребенка приводят к тому, что Пятачок одновременно и желает отделения от мамы, и противится сепарации.

Безусловно, индивидуальные особенности ребенка вносят определенный вклад во взаимодействие и в формирование привязанности. Справедливости ради следует отметить, что беспокойный младенец, испытывающий проблемы с едой или сном, постоянно кричащий, будет испытанием даже для очень чуткой матери.

В то же время, по мнению современных исследователей, закрепление ненадежного паттерна привязанности с большей долей вероятности может происходить в случаях, когда ребенок испытывает потребность в близости и безопасности, тревожится в пугающих ситуациях, а взрослый либо не реагирует, либо реагирует неадекватно. Конечно, здесь стоит говорить не о единичных эпизодах, а о повторяющихся ситуациях в жизни ребенка.

В зоне риска оказываются дети, которые регулярно или на долгое время разлучаются со значимыми взрослыми, воспитывающиеся в детских домах или психически нездоровыми (неустойчивыми) родителями.

Итак, рассмотренные три типа привязанности (надежная, ненадежная избегающая и ненадежная тревожно-амбивалентная) являются своеобразными адаптационными стратегиями, позволяющими ребенку приспособиться к окружению, и находятся в рамках нормы.

За пределами этого обзора остался еще один тип – дезорганизованная привязанность, а также различные нарушения привязанности. 

Их я опишу в отдельной статье, поскольку во всех этих случаях стоит говорить как раз об отсутствии адаптационной стратегии у ребенка в силу различных обстоятельств.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ