- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Несколько лет назад меня попросили вести для пенсионеров групповые занятия.
Мне показалось, что формат психологического киноклуба поможет совместить приятное с полезным.
Первое время наши встречи воспринимались мною как обязанность, как часть работы, которая может принести пользу пожилым людям.
У меня была надежда, что участие в групповой дискуссии и комментарии психолога смогут на время улучшить качество жизни завсегдатаев социальной службы, поликлиник и магазина.
Однако вскоре я заметила, насколько неоднородным являлся контингент участников.
Общение с пенсионерами меня увлекло, не говоря уже об удовольствии, получаемом от просмотра отечественных фильмов. Пожилые люди охотно включались в обсуждения, делились своим опытом, соотносящимся с темой фильма. Я много получила от людей, каждый из которых под скромным внешним видом был полон житейской мудрости и опытом пережитого.
В приобретениях почти у всех стояло время, которое, однако, многими расценивалось отрицательно. Объясняли это следующим. Раньше времени ни на что не хватало: в жизни была работа, забота о близких, но жизнь казалось полной. А теперь время было синонимом пустоты, особенно для тех, кто не работал и жил один.
Потерь оказалось больше: уходили из жизни родственники и друзья, одолевали болезни. Не стало работы, которая для многих означала наполненную событиями жизнь в коллективе. И выходило так, что большинство пенсионеров жаловалось на общее снижение возможностей для общения. Сами они не могли преодолеть нарастающее одиночество и надеялись на помощь извне, поэтому охотно участвовали в предлагаемых Службой мероприятиях.
Наблюдая за пенсионерами, я, к сожалению, заметила, что стиль общения пожилых людей был не всегда дружелюбным. Во время обсуждений многие пенсионеры пытались отстоять свое мнение как единственно правильное и не очень интересовались чужим, предпочитая монолог диалогу. Было очевидно нежелание пенсионеров не только принимать иную точку зрения, но даже воспринимать сообщение другого человека.
Однажды, когда я предложила группе повторить своими словами мысль одной из участниц, нашелся только один человек, правильно изложивший предыдущее сообщение. Остальные не слышали эту женщину или думали о своем. Я понимала, что люди нуждались в общении, но то, как они это делали, не могло исправить существующий дефицит. Вне организованной встречи контакты между ними сходили на нет, и пенсионеры оставались в одиночестве. Конечно, среди участников психологического киноклуба встречались те, кто прислушивался к чужому мнению, но они были в меньшинстве.
Мы знаем, что одной из причин одинокого существования являются ограничения пожилого возраста. При старении снижается доля сложных видов психической деятельности, восприятия, внимания. Но относительно сохранны виды психической деятельности, основанные на использовании опыта, знаний. Практика психологического консультирования пожилых людей и наблюдаемая неоднородность проявлений старения убеждали меня, что проблема общения имелась у пенсионеров много раньше.
На консультации пожилые люди жалуются на неблагодарных родственников, на невнимательных врачей, на грубых работников госучреждений, куда они часто обращаются. Но оказывается, что аналогичные проблемы были и в прошлом. Если бы они пришли к психологу в более молодом возрасте, не пришлось бы относить сложности общения к возрастному периоду. Мы сказали бы, что это проблема личности.
Одиночество в большом городе до поры до времени «зашумляется» работой, домашней суетой, воспитанием детей. Но в отсутствии помех и дел, например, на пенсии, оно проявляется.
Современные люди гораздо раньше сталкиваются с трудностями личного взаимодействия и одиночеством, нежели в прошлом веке. Тогда социальные и семейные связи были сильнее. Сейчас, особенно в городах, они ослабевают.
Человек фактически остается один на один со своими проблемами, одной из которых является нереализованная потребность быть в близких отношениях с другими людьми.
Примите ее всерьез и обсудите с психологом, не откладывая на поздний возраст.