Странные, умные, одаренные и потерянные

Продолжение цикла предыдущих статей,
в которой я снова исследую и раскрываю тему о плохом опыте.

О том, что такое истинная эмпатия, истинная забота. Как она может работать или не работать в отношении удовлетворения жизненных потребностей, развития потенциальных способностей, самооценки, в отношении общения с близкими людьми. В отношениях социальных и отношениях коллегиальных.

Я пишу о том, как сложно людям, не получившим хороший опыт, во взрослой жизни устанавливать по-настоящему дружелюбные, эмпатийные отношения. Сложнее из-за чувства вины и иных чувств, испытываемых в отношениях к значимым объектам - конечно, на первом плане это родители или люди, их заменяющие.

Очень часто в жизни складываются ситуации, когда человеку приходиться неосознанно повторять травмирующие отношения.

Если человек не прошел символическую идентификацию, если не имел доступных для проговаривания встреч в формате личной терапии - для вербализации плохого опыта травмы вынуждены повторяться.

Мы материализуем наше травматическое прошлое в настоящем. Мы повторяем травмирующее нас прошлое, потому что у травмированного человека прошлого нет, травма всегда с ним. Об этом много написано.

В психоаналитических отношениях, по собственному опыту работы с подобными случаями, требуется большое терпение. Чтобы проявилась, чтобы окрепла возможность отпустить и восстановить то, что было упущено. Человеку сложно сделать это самостоятельно, потому что такой человек почти всегда эмоционально изолирован, у него часты мрачные мысли, а окружающие воспринимают его порой как странного.

В жизни он или она часто кого-то идеализируют, желая компенсации, ищут того, кто мог бы заботиться о них. У такого человека где-то глубоко внутри остается надежда на другой поворот событий, на другой исход собственной жизненной ситуации. Надежда, близкая к надежде ребенка, который просыпается утром и думает: может, сегодня мама изменилась, стала совсем другой, счастливой и доброй ко мне. Человек неосознанно желает получить то, что не было доступно в ранний, сложный период жизни.

Конечно, с таким человеком очень непросто работать. Он нуждается, чтобы его научили отпускать прошлое, а для этого необходимо на время побыть контейнером для переживаемого. Начинать анализировать конфликты в настоящем и осторожно, с особым вниманием интерпретировать прошлое.

К примеру, пришедший ко мне в терапию Н. испытывал очень сложные чувства, идентифицируя меня с надзирателем (по его собственному плохому, травматическому опыту), готов был вербально нападать и пугать. Ужасное и идеальное в его опыте совмещались. Мне пришлось работать с ним над тем, чтобы человек осознал, что сейчас в том, чего он мог опасаться ранее, нет нужды.  

Человек с нормальной структурой личности гибок, он может переживать сложные чувства без потери контроля над собой. Умеет сравнивать себя с собой в действии. Он способен отвечать за свои слова и поступки, принимая решения, устанавливать и получать близкие и долговременные отношения, проявляя в любовных отношениях эротизм и нежность, может принимать себя реалистично и способен к самокритике.

Он получает баланс между разными областями жизни, укрепляясь в плодотворности, страстно делает все, что в его силах. И этот баланс хорошо налажен. Именно к такому балансу, может привести взаимодействие в терапии.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ