- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Первая теория нарциссизма,
выдвинутая З. Фрейдом,
предполагала не только наличие любви к самому себе, но также идентификацию с матерью, а следовательно материнскую любовь к себе.
В данном случае нарциссизм рассматривался как сексуальная перверсия. Он писал о детстве Леонардо, переполненного эротической привязанностью к матери, усугубленной отсутствием отца. Леонардо окружал себя юношами, с которыми, по всей видимости, он не имел сексуальных отношений. По мнению З. Фрейда, идентифицируясь с собственной матерью, он получал возможность занять ее место в отношениях, то есть любить себя в юноше, как прежде любила его мать.
Публикуя работу, посвященную изучению случая Шребера, З. Фрейд знакомит читателя с продолжением своих размышлений по поводу концепции нарциссизма. Теперь нарциссизм понимается как одна из стадий психосексуального развития, имеющая место между аутоэротизмом и объектной любовью.
Объектом любви на этой стадии является Я как единый образ тела. З. Фрейд говорит о периоде в процессе психосексуального развития, когда сексуальные инстинкты, используемые ранее для аутоэротической деятельности, объединяются с целью обретения внешнего объекта любви.
Он описал механизм нормального развития, при котором наступающая стадия выбора гетеросексуального объекта не предполагает полного исчезновения гомосексуальных тенденций. Они, по мнению З. Фрейда, не исчезая полностью, являются основой однополой товарищеской дружбы, присоединяясь к социальному инстинкту.
В случаях нарушения развития на этой стадии могут образоваться точки фиксации, формируя «слабое место», к которому происходит регресс в критических ситуациях. Фиксированные на этой стадии люди, полагал З. Фрейд, имеют особую предрасположенность к паранойе.
З. Фрейд и дальше сохраняет эту точку зрения. Он характеризует раннюю стадию либидинального развития как нарциссическую. Он отмечает, что в этот период индивид уверен в могуществе собственных мыслей. Это нормальное явление, характерное для раннего возраста.
Однако, как и предрасположенность к паранойе формируется в связи с фиксацией на этой стадии, так и сохранение веры в собственное всемогущество связано с нарушениями развития в этот период. Он проводит параллели между ранним развитием ребенка, психопатологией взрослого и магическим мышлением примитивных народов.
Год спустя читателю представляется возможность познакомиться с новым трудом, который содержит в себе всестороннее рассмотрение концепции нарциссизма с продолжающей непрерывно развиваться психоаналитической точки зрения. Здесь, в сравнении с представлением нарциссизма как перверсии, появляется понимание нарциссизма как «либидонозного вложения Я».
Теперь З. Фрейд предлагает идею о принципе, согласно которому либидонозная энергия сохраняется и перемещается между Я – либидо и объектным либидо. Чем более наполнено одно, тем более истощено другое.
Ниже несколько подробнее разобраны идеи З. Фрейда, изложенные в этой работе. Он имел две точки зрения на нарциссизм:
Термины «первичный нарциссизм», «вторичный нарциссизм», как и собственно понятие «нарциссизм» вызывают множество споров, обретая различные значения в работах З. Фрейда и у других авторов в психоаналитической литературе. Больше несогласий мы встречаем относительно первого понятия.
Под первичным нарциссизмом З. Фрейд предполагает такое психическое состояние ребенка, когда тот, прежде чем он научится воспринимать внешние объекты, в собственном понимании является центром мира и единственно возможным объектом любви. В этом состоянии либидо ребенка полностью инвестировано в самого себя. Это тот период развития, когда еще нет разделения между внешним и субъективным миром.
Некоторые авторы не соглашаются с такой формулировкой З. Фрейда, утверждая, что в данном случае применение термина «нарциссизм» не уместно, так как согласно интерпретации мифа о Нарциссе он воспринимал свое отражение как объект и, следовательно, феноменологически нарциссизм – это такое состояние объектных отношений, когда часть самости индивида ощущается им находящейся в объекте.
Однако он находит опору своим убеждениям в анализе клинической работы с психотическими пациентами. Фрейд интерпретирует отход от реальности и манию величия психотика перемещением либидо. Отходя от объектов, либидо катектирует Эго. З. Фрейд предположил, что данный феномен демонстрирует нам предшествующую стадию развития психики, когда либидо совершает первичный катексис Эго. Таким образом, считает он, подтверждается наличие первичной стадии нарциссизма, которая, безусловно, предшествует появлению объектной любви.
Вторичный нарциссизм определяется З. Фрейдом как изъятие либидо из объектных катексисов и обращение его вновь на собственное Я.
Это явление рассматривается им как сильнейшая регрессия. Объектные инвестиции возвращаются, то есть происходит вторичное катектирование Я. Таким образом, вторичный нарциссизм подразумевает собой явление, когда вся психическая активность человека сосредотачивается на самом себе. В этом случае оказывается затруднительным развитие способности человека любить окружающих его людей такими, какие они есть, и воспринимать их как отдельных и отличных от себя, что является показателем хорошего психического прогресса.
Вторичный нарциссизм свойственен всякому. Однако, если при нормальном развитии вторичный нарциссизм может стать основой формирования достаточной самооценки и сосуществовать с объектной любовью, то патологические его формы в крайнем своем проявлении могут предстать в виде различных расстройств, вплоть до психозов с бредом величия.
З. Фрейд говорит о том, что, возможно, нарциссическая любовь к себе обращена не на тот образ себя, которым человек является в действительности («Я - реальное»), но на тот образ, каким человеку хотелось бы быть («Я - идеальное»).
Отсюда мы предполагаем, что самовосприятие нарциссической личности включает в себя «Я - идеальное», которому необходимо следовать как стандарту, и только этот идеал считается достойным для одобрения и любви. Возможно, недостаточное внутреннее одобрение «Я - реального» лежит в основании возникновения образования этого идеала.