Об опыте психотерапии ксенофобии подростков

main_img

В современных психологических словарях ксенофобия определяется,
во-первых, как навязчивый страх, боязнь незнакомых лиц, 
во-вторых, как враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному (образу жизни, идеям, мировоззрениям, нациям, расам).

В массовом сознании под ксенофобией кроется генетически обусловленный племенной страх перед чужими.

Аддикции как способ психозащиты

Личные наблюдения за проявлениями ксенофобии у 9 подростков мужского пола выявили интересные закономерности. Все наблюдавшиеся подростки, независимо от национальности, страдали на фоне минимальных мозговых дисфункций (органическая основа) от негативных эмоций, связанных с:

  • повышенной тревожностью,
  • навязчивыми страхами,
  • аффективными вспышками,
  • агрессивностью,
  • враждебным отношением к людям другой или определенной нации,
  • обидчивостью,
  • застреваемостью на негативных аффектах.

С детства на их восприятие мира и эмоциональный интеллект негативно влияли:

  • психотравмы различной длительности и интенсивности,
  • социальное или семейное неблагополучие,
  • негативный импринт первого детского воспоминания,
  • абсолютное предпочтение черного цвета как признака скрытой депрессии.

Практически у всех подростков наблюдалось аддиктивное поведение (в отношении тяжёлого рока и религиозного фанатизма). Важно отметить, что аддиктивное поведение является одной из форм деструктивного поведения, причиняющего вред человеку или обществу, которая выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения фармакологических и не фармакологических средств, целью которых является получение приятных эмоциональных ощущений.

Аддиктивное поведение подростков выражалось в том, что все мысли субъектов были заняты реализацией аддиктивного состояния.   Увлеченные тяжелым роком или религиозным фанатизмом, подростки получали чувство эмоционального возбуждения, необыкновенного подъёма, релаксации, при которых создавалось ощущение контроля над собой и ситуацией, над тревожностью и напряжением. А также ощущение иллюзии решения проблем, спасения от стрессов путём бегства от реальности в мир агрессивной музыки или религиозный экстаз. Последние проявляются как способ психозащиты, позволяющий справиться с проявлениями тревоги и депрессии.

Ксенофобия проявляется на 3  уровнях личности

Важным фактором для понимания проблем подростков и выбора стратегии психотерапии явилось то, что подростки страдали тревожной депрессией, т.е. симптоматикой, при которой примерно в равных долях присутствуют повышенная тревожность и депрессия.

Известно, что частой маской тревожной депрессии в подростково-юношеском возрасте обычно выступает открытая враждебность к окружающим. У наблюдавшихся подростков враждебность экстрапунитивной направленности приняла форму ксенофобии, т.е. произошло проецирование повышенной тревожности вовне. Одновременно имели место внутренняя тревога как интропунитивная составляющая враждебности.

Особенности проявления ксенофобии подростков наблюдались на 3 уровнях реакции личности.

  1. Когнитивная составляющая у подростков выражалась во враждебности ко всем людям другой или определенной национальности как устойчивое негативное отношение и система взглядов.
  2. Поведенческая реакция проявлялась в виде вербальной и невербальной агрессии, в агрессивных действиях.
  3. Эмоциональная составляющая ксенофобии подростков проявлялась в виде вспышек гнева, раздражения, обиды, негодования, ненависти, отвращения, навязчивых страхов.

Главное – изменение негативного восприятия мира

Как показали наблюдения, именно изменение эмоциональной составляющей ксенофобии в рамках краткосрочной полимодальной психотерапии позволило добиться желаемого результата – полного преодоления ксенофобии. Для этого, в первую очередь, проводилась психотерапия, направленная на переформирование ощущений, восприятия всего негативного опыта прошлого как источника негативных эмоций.

Следующий этап психотерапии – 
закрепление положительного восприятия ранее ненавистных образов «чужаков», переформатирование причинно-следственной зависимости комфортного состояния от экстатических религиозных переживаний и слушания хард-рока, изменение родительских установок, семейных сценариев, принятие ответственности за свои поступки, прошлое, настоящее, будущее. Этот этап психотерапии также осуществлялся через изменение эмоциональной составляющей.

Со снижением уровня общей тревожности, напряжения, с исчезновением страхов и негативных эмоций одновременно происходили своего рода обесценивание, снижение важности или «рассыпание» всей системы взглядов со знаком минус, направленной против кого-либо, в том числе против представителей другой нации.

Такое освобождение от враждебности к нациям, считающейся устойчивым негативным отношением и системой взглядов, происходит для подростков столь неожиданно и быстро, что они поначалу могут быть удивлены и растеряны.

Однако после первых минут такой реакции подростки показывают чрезвычайное удовлетворение и радость избавления от внутреннего напряжения, тревоги и появления ощущения свободы и лёгкости. Фанатам религиозного толка эти трансформации дали освобождение от религиозной аддикции. Они остались верующими, но без фанатизма.

Наиболее сложными для психотерапии оказались пациенты-фанаты тяжелого рока. Снижения напряжения и тревоги удалось добиться у них только после того, как была проведена психотерапевтическая работа по изменению отношения к классической музыке, которую они ранее абсолютно отвергали. Только тогда, когда они «приняли» классическую музыку как приятную для себя, вместе с напряжением, тревожностью и страхами у них автоматически была снята патологическая зависимость от тяжёлого рока и, как одно из следствий, проявления ксенофобии.  

Пример переживаний и жалоб одного из подростков с ксенофобией

Подросток 14 лет. 
Не просто предпочитает черный цвет во всем - считает, что черный цвет внутри него. Он его сильно привлекает и ассоциируется с тяжелым роком. Резкие пронзительные звуки проигрываются в голове как сирена, как призыв к агрессии против иных, нерусских. Объясняет, что все цвета в тяжелом роке, как 7 кругов ада, и жизнь его, как короткая нотная линия.

Хард-рок сильно заводит его и его друзей и «сносит крышу». Он испытывает в этой музыке «крутой кайф» и «крутой ужас». Музыка для него, как наркотик, она манит и пугает, опустошает и бьет, зовет в бой, чтобы расквитаться со всеми «чужаками». Считает, что все его прошлое – это что-то темное и черное.

Жаловался на повышенную тревожность, напряжение в теле, страхи кошмарных снов, божьего и родительского наказания, будущего, сатаны, чертей. В кошмарных снах видел убийства, кровь, смерти, сатану, чертей, чудовищ. Думал, что бог покарает его за кощунственные сны, мысли и недостойные поступки.

Родители твердили, что бог покарает его, если он будет плохо учиться и вести себя. В связи с этим у мальчика развились чувства вины и греховности. Он стал считать, что недостоин любви бога и родителей. Сообщил о своей ненависти к выходцам с Кавказа и мусульманам.

Мальчик очень любил молиться, долго, часами молился до самозабвения. Эмоциональный подъем, ощущение свободы от страхов, напряжения, тревоги, переживаемые во время молитв и нахождения в церкви были кратковременными, но заставляли его постоянно стремиться к ним. Считал, что молитвы и преследование иноверцев и кавказцев помогут ему спастись от сатаны, от страхов. В то же время он сам боялся стать сатаной.

Признался, что ненавидит и опасается людей другой национальности и веры, готов их убивать, ждет, когда вырастет и найдет себе верных друзей, когда он сможет вместе с ними воевать против чужих. Любил новости о терактах, убийствах на национальной почве, так как это «зажигает месть» против людей другой веры и нации. В мечтах видел себя главарем террористического отряда.

Психотерапия как превентивная мера против экстремизма

При умелом и целенаправленном манипулировании религиозными чувствами подростков в пользу экстремистских целей религиозный фанатизм или другая аддикция в сочетании с враждебностью, тревожно-депрессивной составляющей подростков могут превратиться в весьма эффективное орудие экстремизма и терроризма. В этих случаях психозащитные механизмы оправдывают агрессивные мысли и действия религиозной целесообразностью и мотив выполнения терактов как высшей миссии может стать для подростков целью и смыслом жизни

Опыт психотерапии подростков с проблемами ксенофобии показал, что ксенофобия, как любая другая фобия, может быть преодолена в рамках краткосрочной полимодальной психотерапии. Важно подчеркнуть, что психотерапию ксенофобий можно считать превентивной мерой против экстремизма и терроризма.

Возможность успешной психотерапии ксенофобии особенно важна в отношении подростков, которые в силу известных причин представляют собой особую группу риска в отношении экстремистских устремлений.

Краткое изложение тезисов доклада, прочитанного в 2006 году на Международном конгрессе «Days of Shaking – Psychotherapy in a time of Change» в Кембридже (Великобритания). 

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ