- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Я хочу рассказать об успешном опыте преодоления пациентом панических атак. Обратился за помощью мужчина 37 лет в состоянии затянувшейся депрессии. Проходил не однократно лечение у психиатра с жалобами на панические атаки. Лечение у психиатра не нравиться, потому что вызывает состояние апатии и снижает половую активность. Симптомы панической атаки проявлялись в том, что он переставал ощущать своё тело, появлялось учащённое сердцебиение, ощущение пустоты в груди. Пациент боится, что систематическое повторение панических атак может привести к инфаркту. На момент психотерапии он не женат, живёт в отдельной части дома рядом с родителями. Отношения с девушками есть ситуативные. Длительные отношения с девушкой прекратились из-за того, что пациент вошёл в состояние ступора и не проявил инициативы, когда пришло время жить гражданским браком.
Психотерапию начали с теста «Цветок». Пациент представил кактус с красным цветком, который растет в горшочке в тёмном помещении. Хотелось бы его пересадить в пустыню. Рисунок вызывает чувство напряжения, желание отгородиться от мира, никого к себе не подпускать.
Следующие сессии были посвящены рассказам о взаимоотношениях с родителями. Семья полная, конфликты в отношениях были, когда папа начал больше выпивать. Пациенту тогда было 4 года. Травмирующим моментом для пациента было то, что мама постоянно наводила порядок в его вещах. Комнату пациенту выделили проходную, хотя в доме была возможность каждому выделить по отдельной. У бабушки было две своих комнаты. Хуже дело обстояло в подростковом возрасте, когда пациент записался в авиамодэльный кружок. Модэльки самолётов собирал дома и на кружке, выставлял их на полках. Когда приходило время уборки по дому, его мама протирала пыль на шкафах и при этом ломала модэльки. Из-за этого были ссоры и выяснения отношений, но его мама так и не признала того, что, вытирая тряпкой его изделия, ломает их. У пациента сохранилось чувство вторжения на его территорию, обесценивания его результатов труда. В момент выяснения отношений он впадал в ярость, но его никто не слышал. В настоящее время эта проблема детства проявляется в его бизнесе. Когда приходит время проверок его предприятия налоговой или незапланированные встречи в налоговой, то пациента охватывает ярость, напряжение, потом появляется апатия, сниженный фон настроения. После таких проверок он может неделю не выходить из дому, месяц не отвечает на телефонные звонки. После последней проверки у пациента была обнаружена инфекция глаза и требовалось длительное лечение.
Мотив «Луг» представлял собой поле, обрамлённое лесом. Время года летнее, очень тепло. Пациент едет на машине вдоль поля, заворачивает на поле и останавливается. Среди поля выходит из машины, наслаждается природой, собирает букет из полевых цветов и едет обратно домой. Для пациента важна тема личного пространства и сохранения своих границ. Поле символизирует своё личное пространство, которое нарушалось в детстве.
На следующую сессию пациент принёс рисунок. На рисунке изображён мост. В конце моста над обрывом построенный замок. В замке хочется отдыхать, чтобы никто не беспокоил. У моста четыре пролёта, в замке четыре башни, что очень символично. Когда пациенту исполнилось четыре года, его отец начал пить, и нарушилась семейная идиллия. Во время запоев отец обвинял всех и любой разговор выводил на то, что все перед ним должны.
Мотив «Ручей». Пациент увидел себя среди леса. На пригорке течёт ручей. Ручей стекает медленно в небольшое озерцо. В озере вода чистая, прозрачная. Дно устлано камешками. Сверху на воде плавают листья. В озере никто не живёт. Листья начали опадать. Осень. Это самое тихое место среди леса. Деревья пациент ассоциирует со значимыми людьми: родители, две бывших девушки, три друга.
На аналитической сессии отследили с пациентом цепочку его отыгрываний ситуаций детства в настоящих отношениях. В институте он встречался с девушкой. Отношения были романтические. Без ведома пациента его родители стали узнавать информацию о девушке, о её семье. И когда он в очередной раз приехал домой с института, то его родители одобрили их отношения и открылось то, что они наводили справки о девушке. Пациента это насторожило, пропало желание продолжать отношения. Он стал избегать девушку. В настоящее время отношения с женщинами воспринимает, как огромную ответственность, старается избегать звонков и длительного общения. На первом свидании уже начинает себя чувствовать обязанным, хочет освободиться от отношений.
Мотив «Значимое лицо». Пациент представил старца в горах возле хижины. Хижина построена из природных материалов. Старцу около семидесяти лет, но по нему этого не скажешь. Глаза у него молодые и полные энергии. Именно по глазам видно, что он просветлённый и владеет мудростью. Одежда на нём светится. На голову одета чалма – знак мудрости. В руках чётки, которые помогают сосредоточиться и медитировать. Пациент хочет научиться у старца спокойствия, внутренней свободы от всего материального. Стрец в образе сказал, что пациент ещё не готов у него учиться. После представления образа пациент поделился, что читает книгу про американца, который продал всё (машину, дом) и уехал жить в Индию учиться мудрости. Говорит, что можно иметь всё, но не иметь самого главного – свободы и мудрости.
На следующих аналитических сессиях выяснили проблему открытости с девушками. С родителями пациент никогда не был открытым. В подротковом возрасте его общение со сверсниками (в том числе и девочками) подвергалось критике. Родители старались внушить пациенту, чтобы он общался с ребятами своего круга, потому что мама его была учителем музыки, а папа занимал хорошую должность на заводе. Это не устраивало пациента, и он не делился с родителями своими отношениями вне семьи. До настоящего момента для пациента было главным отделить своё личное пространство от родителей и быть в уединении. Но теперь ему не хватает общения, отношений с одной постоянной женщиной. Конфликт заключается в том, что пациент настолько привык быть одиноким, что теперь тяжело пустить другого человека в свою жизнь. До 35 лет родители навязывали ему отношения с женщинами, которых целенаправленно приглашали на праздники домой или к друзьям. Это выводило из себя пациента и ещё больше заставляло закрываться от всех. После 35 лет родители уже не используют такие приёмы знакомства.
Мотив «Опушка леса». Пациент представил себя на поляне, окружённой лесом. Поляна вся жёлтая – цветут одуванчики. На дворе лето, светит солнце. Пациент стоит посреди поляны и вглядывается в глубину леса. Из леса выходит дедушка – грибник, похожий на мудреца. Они приветствуют друг друга. Пациент угощает грибника конфетами. Говорят они ни о чём, но чувствуют себя хорошо: спокойно. Они сидят на поляне, продолжают есть бутерброды и говорить. Пришло время прощаться и разойтись в разные стороны. На прощание грибник подарил пациенту таллисман – звезду. Без старика поляна становиться обыденной и пустой. После представления образа сохранились хорошие ощущения. Пациент рассказал, что часто садиться в машину и едет в лес. Там он останавливает машину и может ходить по лесу. Общение с отцом всегда было напряжённым. Отец обесценивал и критиковал пациента всегда. В образе происходит компенсация – старец (символический отец) ведёт себя поддерживающе и создаёт ощущение безопасности. В семье было принято соответствовать статусу порядочных и культурных людей. На рисунке к этому образу пациент прорисовал поляну и встречу с грибником. Контуры рисунка напоинают форму глаза. Последние длительные отношения пациента с девушкой прекратились из-за затяжной инфекции глаза. Пациент проходил лечение в частной клинике, отгородил себя от общения на пару месяцев, не отвечал на звонки. Была угроза потери зрения. Пациент перенёс ряд уколов под глаз и из-за множественных синяков на лице не показывался на улице. В процессе аналитической сессии мы выяснили, что особое значение для пациента имеет поговорка: «Соринку в глазу соседа видишь, а бревна в своём – нет.» На рисунке на поляне в форме глаза присутствует подобие зрачка (силует пациента) и соринки (силует приближающегося старца). Изображение передаёт конфликт пациента со значимым мужским объектом. Выяснили, что пациента одолевало чувство гиперответственности перед девушкой. Он связывает это с давлением со стороны родителей в детстве на его возможность выбирать, не опираясь на их мнение. Момент отыгрывания детской травмы прослеживается, когда пациент специально не берёт трубку телефона из-за тревоги и через пару дней чувствует себя свободным. Прерывая связь таким способом он обретает ощущение личного пространства.
Мотив «Плодовое дерево». Представил яблоню, огороженную возле корней камнями. Корни большие, широкие. Яблоне 3 года. На яблоне 4 ветки и висит 3 яблока. Одна ветка остаётся пустой. Яблоня растёт сразу возле забора. Забор днревянный с просветами. Яблоки на вкус кисло-сладкие, приятные и сочные. После представления образа пациент сказал, что жизнь его с просветами, как и этот забор. Камни возле корня напоминают пациенту о детской травме, когда его мама складывала в коробки и при этом ломала его модэльки самолётов. Также она всегда говорила, что он создаёт в её доме «гадюшник», хотя дома у его друзей беспорядка было больше и никому до этого не было дела. 3 яблока напоминают пациенту об отношениях с девушками. Первые и третьи отношения были романтические, вторые более формальными. Забор также похожий на лестницу, по которой в жизни нужно взбираться, чтобы чего-то достичь. Вспомнил, что у него во дворе есть яблоня, с которой соседские дети постоянно срывают яблони и ломают ветки.
Говорит, что образ с кактусом и цветком это он в начале психотерапии. С колючками – страхами, в тёмном непонятном пространстве, но с цветком – надеждой на будущее. Яблоня с плодами напоминает ему о зрелости, приобретённой в процессе осознания своих проблем. Сделал вывод, что находиться в депрессии, потому что обесценивает все свои достижения также, как родители когда-то обесценивали его. Дорогие покупки его не радуют, обесценивает их также, чтобы было менее болезненно воспринимать критику со стороны друзей и родителей. Считает, что покупка двухместной машины, есть ограждение себя от друзей, отделение своего личного пространства. До этого у пациента был микроавтобус, на котором он подвозил всегда друзей на работу.
Мотив «Исследование дома». Дом находиться лесу. Это старинный каменный дом с башней. Двери дубовые и тяжёлые. Фундамента нет, потому что сам дом уже каменный. В доме 3 окна. Сверху находиться дымоход, из него идёт дым. На нижнем этаже находиться одна комната – это холл. В холле камин топится постоянно. В одном из углов кухня с плитой и умывальником. Также стоит стол, стулья, диван для гостей. Холл не используется для того, чтобы в нём жить или спать. Здесь раз в год можно принять 15-20 человек, или раз в три месяца 5-6 человек. Можно оставить на одну ночь 1-2 человека. В глубине холла есть тяжёлые дубовые двери, которые ведут на башню. В комнату на верху башни ведёт винтовая лестница. В комнате находиться диван с двумя подушками. Стоит один стул. Постельное бельё серо-белого цвета. На потолке висит массивная люстра, есть свечи. Эта комната изолирована от нижней комнаты. Можно в любое время покинуть гостей, поднятся наверх и посидеть в тишине. В доме нет телевизора – он полностью старинный. Также нет санузла, кроме умывальника внизу. Санузел находиться за домом между деревьями, чтобы с лицевой тороны не было видно. Это баня с туалетом. В доме есть чердак. Там можно много чего интересного найти, хотя там всегда грязно и много муссора. Дед пациента был врачом и на чердаке его дома сохранились разные бутылочки, инструменты. В детстве хотелось всегда найти клад на чердаке дома и всю оставшуюся жизнь жить спокойно. После представления этого мотива пациент решил, что психотерапию пора завершать, потому что появилась осмысленность всего происходящего в его жизни.
Мотив «Лев». В начале сессии пациент сказал о том, что налаживает отношения с девушкой и хочет пригласить её жить к себе. Речь зашла о том, сможет ли пациент проговорить девушке свою проблему личного пространства, потому что длительное время он привык жить один и может испытывать дискомфорт рядом с другим человеком. Мы обсуждали необходимость проговаривать свои чувства с девушкой, потому что только так можно избежать отыгрывания детских травм и повторения панических атак. Пациент подтвердил, что практически никогда не высказывал претензии и не отстаивал своих границ словесно. С целью проработать проблему агрессии я дала мотив «Лев». Пациент представил большого льва с гривой и зубами. Лев очень добрый и спокойный. Пациент находиться около 50 метров от льва. Лев стоит на краю леса у края пропасти. Символически свидетельствует о запрете на проявление агрессии. Представил человека, который его гнобит, в образе кошки. Кошка серая в пятнышки с серыми глазами. Пациент кошек не любит. От них неизвестно чего можно ждать: может поцарапать и потом жалеешь, что хотел с ней поиграть. Лев смотрит вдаль и терпит присутствие кошки. Лев добрый и мудрый, поэтому смирился что на его территории живёт кошка. Проганять её бесполезно – всё-равно вернётся. Кошка напоминает маму пациента в детстве. Она постоянно лезла на его территорию. Пациент хочет, чтобы кошка в образе по поведению льва сама поняла, что это не её территория. Лев демонстративно игнорирует присутствие кошки. Символически похоже на способ проявления агрессии пациентом в жизни. Потом пациент решил построить для кошки будку, чтобы у неё было своё место на территории льва. После образа пациент сказал, что сможет девушке сказать, если она начнёт ограничивать его личное пространство ему во вред. На этом психотерапию пациент решил закончить, потому что на данный момент не ощущает опасений в отношениях с девушкой и хорошо контролирует свою жизнь и эмоциональное состояние.
Литература:
1. Бермант – Полякова О. В. Посттравма: Диагностика и терапия. – СПб. Речь, 2006.
2. Кернберг О. Ф. Тяжёлые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. // Перевод с английского М. И. Завалова, под редакцией М. Н. Тимофеевой. М, незав. фирма «Класс», 2000.
4.Лейнер Х. Кататимное переживание образов.- М.; Эйдос, 1996.
5.Микаэл Балинт. «Базисный дефект: терапевтические аспекты регрессии» // Научный редактор : А. М. Боковиков. Пер. с англ. В. А. Агарков, С. В. Кравец – М.; «Когито-центр», 2002.