- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Все мы разные:
в своем мировоззрении, в привычках, в манере выражать мысли, в лексиконе.
Когда клиент приходит на первичный прием к психологу, происходит процесс адаптации и формирование уровня доверия в диаде клиент-психолог. Это два мира, которые должны за достаточно короткий период времени пройти грань первичного доверия и «уйти в работу» - туда, с чем и пришел клиент для проработки.
Представим себе психолога с консервативным взглядом на жизнь, он противник всего нового, «плохих слов не говорит» и вообще хороший мальчик/или девочка. И к такому психологу, к примеру, приходит клиент: джинсы в стиле «гранж» (с дырами), в лексиконе для остроты чувств промелькивает нецензурная речь и так далее. Он пришел к психологу, и у него есть задача проработать что-то свое межличностное или внутриличностное с помощью специалиста.
Как вы думаете, как быстро клиент и психолог пройдут первый уровень доверия?
В моей практике были случаи, когда клиенты говорили о том, что другой психолог запрещал им хотя бы изредка для остроты описания ситуации использовать ненормативную лексику, так как это нехорошо и «режет» тому психологу слух. Или, к примеру, желание клиента вытянуть ноги, загнуть их под себя (не марая и не портя при этом мебели), вызывало негативную оценку и реакцию со стороны психолога.
Клиент не первоклассник на школьной линейке, у него нет задачи на психологической консультации быть/или казаться хорошим – он пришел совершенно за другим. Такая родительско/наставническая позиция отбивала у клиента все желание дальше работать с этим психологом.
Да, у каждого психолога свой сценарий и программа по ведению психологической консультации, но мы должны быть готовы к неординарности наших клиентов.
Есть одно исключение: клиент должен вести себя так, чтобы не было угрозы жизни и здоровью психолога или клиента, все остальное можно по обоюдному согласию.
У меня часто по неосторожности клиенты ломают пополам ручки или карандаши в момент описания стрессовой ситуации. Они компенсируют стоимость этой поломки в конце консультации с благодарностью, так как этот предмет дал им возможность «выплеснуть, материализовать» свою агрессию. Был случай, когда клиент моей коллеги сломал швабру, настолько было сильно негативное переживание многолетней давности.
Иногда бывают клиенты-интеллектуалы, и здесь абсолютно другие слова и ассоциативные примеры.
В процессе работы психолог должен «побыть» в шкуре клиента, мыслить, как он, понять его микросреду, понять остроту его проблемы. Это подстройка. Задача психолога грамотно найти индивидуальный подход к каждому, чтобы клиент максимально раскрылся, тогда лучше пойдет работа и клиент получит те результаты, за которыми пришел.
Если психолог затабуирован относительно ненормативной лексики, имеет монохромные взгляды на жизнь по принципу "есть только черное или белое", "есть только хорошо или плохо", то такому психологу нужно брать паузу и прорабатывать у себя «тараканов».
Мои советы носят лишь рекомендательный характер, остальное - выбор каждого индивидуально.